Утреня Великой Субботы: «Во Гробе плотски, во аде же с душею яко Бог»
В Великую Субботу Церковь вспоминает телесное пребывание Господа во гробе, сошествие Его душею во ад и возвещение бывшим там победы над смертью.
Иконы Воскресения Христова часто представляют нам схождение Его в ад. Дьявол, давно наблюдавший чудеса Господа, готовился уже ликовать: он почитал Христа одним из пророков и святых, а все ветхозаветные праведники, не имея возможности войти в Рай до совершения Голгофской Жертвы, пребывали у него в плену. Но вот входит в ад Создатель мира – и для лукавого наступает время страшного прозрения. На пасхальной службе мы услышим: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» – потому что Христос освободил Адама от тяжести первородного греха, вывел из ада всех, кто ждал явления Мессии. Врата ада сокрушены силой Распятого Бога.
Тот, Кого не может вместить небо, сначала вошел в утробу Богоматери, теперь же смирился до того, что добровольно сошел во гроб.
Богослужения Великой Субботы начинаются утреней в пятницу вечером. В песнопениях соединяются темы похвалы страданиям Спасителя и ужаса всякого творения, видящего смерть Господа. В то же время, чувствуется и отрадный луч надежды на Его Воскресение. Постепенно нарастает ожидание победы, праздника. Указанием на то, что близко уже Воскресение Христово являются и воскресные тропари «Ангельский собор удивися…»
Все молитвы и прошения произносятся перед главной святыней этих дней – перед плащаницей, лежащей на гробнице.
После Великого славословия, Плащаница при пении: «Святый Боже» торжественно, под погребальный перезвон колоколов, обносится вокруг храма в воспоминание погребения Христова, сошествия Его во ад и победы над смертью. Затем Плащаница вносится в храм и полагается перед открытыми Царскими вратами в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Когда Плащаница возвращается на середину храма, читается паремия из книги пророка Иезекииля о том, как он видел прообраз воскресения мертвых: поле «сухих костей», которые восстали и ожили по повелению Божию. Далее читается послание апостола Павла, научающее верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас, наш Спаситель и Избавитель от вечной смерти и власти дьявола.
Евангелие на этой службе повествует о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать. По окончании утрени верующие восхваляют церковной песнью Иосифа Аримафейского, тайного ученика Христова, который, придя к Пилату, испросил у него разрешения снять с Креста Тело Иисуса, завернул его в погребальные пелены и положил в гроб. Умилительным напевом хор поет: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», и вновь совершается целование плащаницы.