Читайте также:
Часть первая По Иордании путешествова Мария (записки русской туристки)
Часть вторая Помпеи Иордании (записки русской туристки)
Часть третья Ослик, лошадь и верблюд: каждой даме — по твари (записки русской туристки в Иордании)
Пе́тра
Знаменитый иорданский город Петра, сегодня поражающий туристов своей красотой и величием, розовым цветом высеченных в скалах гробниц, в ветхозаветные времена носил название Едом. С этим городом, некогда бывшим столицей крупного набатейского царства, связаны страшные слова пророка Иеремии:
Грозное положение твое и надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов.
Но, хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо твое, и оттуда низрину тебя, говорит Господь. И будет Едом ужасом; всякий, проходящий мимо, изумится и посвищет, смотря на все язвы его. Как ниспровергнуты Содом и Гоморра и соседние города их, говорит Господь, так и там ни один человек не будет жить, и сын человеческий не остановится в нем. (Иер.49,16.18)
Если вы приедете в Петру, то не поверите в истинность этого пророчества: днем город полон туристами и зарабатывающими на них бедуинами, стоят торговые палатки, закусочные – жизнь бьет ключом. Но ночью этот красивейший город, претендент на статус восьмого чуда света, пустеет. Здесь никто не живет. Даже и признаков жизни почти не сохранилось: все эти удивительные постройки – гробницы. От столицы, в византийский период даже имевшей епископскую кафедру, осталось фактически кладбище. Как это напоминает судьбу Содома и Гоморры, с которыми сравнивает Петру-Едом пророк Иеремия.
Мертвое море
«Место с колоссальным вектором космической энергетики» — под таким соусом подают Мертвое море туристические сайты и рассказывают о его чудесных целебных свойствах. Православные же туристы сразу вспоминают историю его возникновения и спорят о том, грешно ли в нем купаться.
Монахиня N., которая сопровождала группу, не стала пугать нас рассказами о страшных последствиях купания в море, но поведала нам назидательную историю его появления.
«Почти четыре тысячи лет тому назад здесь была прекрасная долина, о которой в книге Бытия сказано, что она «орошалась водою, как сад Господень» (Быт.13,10). Здесь были пять больших городов: Содом, Гоморра, Адма, Бела и Сигор. И вот, жители этих городов развратились и согрешали страшными содомскими грехами. Это грех, который сам о себе вопиет и просит отмщения у Господа. Потому что это грех против человеческой природы. Грехи делятся на грехи против Бога и против человека.
А содомский грех — это грех против самого естества. И вот Господь явился в образе трех ангелов патриарху Аврааму у дуба Мамврийского. Он обещал, что через год у Авраама родится сын и, уходя, сказал: «Разве такому праведнику, как Авраам, не скажу Я, что собираюсь сделать?» Господь сказал, что идет уничтожить эти города вместе с жителями. Авраам был праведником и в одном из этих городов жил его племянник Лот. И Авраам решился просить у Господа: «Если в этих городах найдется пятьдесят праведников, может быть, чтобы Ты помиловал эти города? Не может быть, чтобы Ты погубил праведного вместе с нечестивыми.» И Господь сказал: «Да, ради пятидесяти праведников помилую». И Господь стал уходить. Авраам подумал: «А ведь не найдет Он пятьдесят праведников». Сказал: «Господи, а если найдешь там сорок праведников, помилуешь?» Господь сказал: «Да, ради сорока помилую». Авраам опять засомневался и так они дошли до числа десяти. Господь сказал, что если в этих городах найдется десять праведников, ради их праведности, помилует и всех остальных.
Но когда Господь пришел в Содом, не нашлось там и десяти праведников. Единственным был праведный Лот, которого Господь вывел из этой земли и таким образом спас (Быт.18,1-19,29).
Пещера, в которой прятался Лот со своими дочерьми, сохранилась до наших дней. Знаменательно, что это место, где спасался ветхозаветный праведник от огня, истребляющего грешников, впоследствии стало местом, где люди стали спасаться от огня, который может погубить и праведного, – от греха: здесь был основан монастырь. Благодаря чему это место и сохранилось. Сейчас здесь ведутся восстановительные работы. А неподалеку возвышается соляной столб. Возможно, это жена Лота, нарушившей повеление Господа не оглядываться на гибнущий Содом. Впрочем, еще несколько таких находят на сегодняшней территории Израиля.
В Мертвом море, как известно, не растет ни одна живая клетка. Это при том, что вода — это основа жизни. Мертвое море — это напоминание всему человечеству о том, что такое содомский грех. Это место, где каждый может задуматься и о своих грехах».
Откладывать эти спасительные мысли не следует: время, пока туристический автобус едет вдоль моря, – самое лучшее время для таких размышлений.
Потому что как только он привез нас к морю, мы оказались в комфортабельном отеле, где все устроено так, чтобы человек забыл о небе и Отечестве Небесном и наслаждался раем на земле. Монахиня N., сопровождавшая нашу группу на протяжении всей поездки, рассказывала про один из отелей на берегу Мертвого моря, что он оформлен с таким тонким вкусом и изяществом, такая там красота: «внутри попадаешь на улочки древних городов: Дамаска, Иерихона, Иерусалима… У каждого домика есть выход в небольшой сад, где журчит вода и в пруду мирно плавают золотые рыбки… такая красота, — говорила матушка, — что мне просто было не по себе там жить. Просто рай на земле! Куда еще лучше?!» Мы жили в другом отеле, который оформлен не так оригинально, но зато славится своими SPA (от лат. Sanus per Aquam (Sаnitas pro Aqua) — «здоровье через воду» или «здоровье с помощью воды»), — в общем, неплохое окончание паломничества.
За ужином нам впервые за всю поездку предложили вино, причем на таком условии, что платишь один раз, а пьешь сколько хочешь — очень неосторожно. Видимо, здесь еще слабо знакомы с русскими: мужчины решили, что, поскольку пока за столиком сидит хотя бы один человек, вроде как убирать нельзя, они организуют дежурство и выпьют все, что горит. Правда, досидели только до полуночи – надо было еще встать пораньше, чтобы испробовать все доступные водные удовольствия.
А́каба
Акаба — это единственный город в Иордании на берегу Красного моря. Снова мы почувствовали переменчивость местного климата. Когда утром садились в автобус, шел дождь и холодный ветер чуть не сбивал с ног. А когда приехали в Акабу, оказались, овеваемые ласковым морским ветерком, на пляже. Кое-кто из нас даже в сапогах, а мимо пробегали босые, едва одетые дети – явление редкое для мусульманской страны. Здесь я имела возможность проверить адекватность работы торговли запросам туристов: у меня не было купальника. Оказалось, что такие вещи можно купить только в гостинице, местные женщины купаются в особой одежде в зависимости от меры религиозности семьи, но уж точно не в таких купальниках, как мы.
Пляж здесь очень живописный, хотя и довольно маленький, как и участок моря, отведенный для купания. Совсем близко уже плавают израильские суда, а на противоположном берегу видна территория Израиля и Египта.
Зимой рано становится холодно, поэтому свободное время мы решили провести не на пляже, а в городе – просто посмотреть на настоящих, не ради туристов разодетых, иорданцев и на настоящий восточный базар. Базар оказался абсолютно обыкновенным кварталом, состоящим из таких же, как у нас, витрин магазинов: времена Синдбада-морехода и Али-Бабы с его сорока разбойниками давно прошли. А вот люди… Попадались довольно интересные личности, но фотографировать их я как-то не решалась: в чужой стране, в провинции, где люди попроще, дело могло принять нежелательный оборот. Здесь чаще встречаются женщины, совсем замотанные в черное, раздается протяжный голос муллы, кругом только арабы (зимой здесь очень мало туристов). Не ошибетесь: все смотрят на вас. Мы для них не менее необычны, чем они для нас.
Амман
Амман, столица Иордании, – это библейский город Аммон. Здесь стояли войска царя Давида. В то время, которое описано во Второй книге Царств, царь Давид полюбил красавицу Вирсавию. Она была уже замужем, но царь пошел на компромисс со своей совестью и сказал, чтобы во время сражения ее мужа Урию поставили в такое место, где он наверняка погибнет. Так и произошло – Урия погиб. Таким образом, Вирсавия, оставшись вдовой, свободной женщиной, стала женой царя Давида. Так и с нами бывает: мы не всегда осознаем свои низкие поступки сразу же.
Господь умилосердился над царем Давидом и послал ему пророка Нафана и тот рассказал ему притчу. У одного бедняка не было ничего, кроме одной овечки, которую сам вырастил, так что она ела тот же хлеб, что и дети его.
Он ее очень любил. А у богатого человека было много скота, но когда к нему пришел странник, он не захотел лишаться своих волов или овец, а забрал ту овечку у бедняка и из нее приготовил обед страннику (см. 2 Цар.24,1-4). Царь Давид, будучи справедливым и мудрым правителем, услышав эту историю, конечно, пришел в негодование и сказал: «Достоин смерти человек, сделавший это. Назови его имя! Мы с ним сейчас разберемся». И пророк сказал: «Ты, царь. Ты так сделал». И тогда царь Давид раскаялся. Это было великое раскаяние, великие слезы. И, в покаянных мыслях о соделанном, был написан 50-й псалом, который стал одной их самых любимых молитв христиан:
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое…
Возвращение
Об Иордании можно рассказывать очень долго — о ее красоте и гостеприимстве, библейских местах и элитных курортах, но все хорошо в меру. Пора уже «заканчивать» это путешествие, кажущееся бесконечным. А напоследок расскажу вкратце о некоторых любопытных сторонах жизни иорданцев, которые мне удалось «подглядеть» или «подслушать».
Судьба иностранки
В Аммане живет две трети населения Иордании. Живут здесь и русские, особенно женщины, в советское время или позже вышедшие замуж за иорданцев. Наша гид Татьяна — одна из них. Она рассказала, что когда ехала сюда, то вовсе не знала, что это за страна — оно и понятно, Советский Союз. Женщины вроде нее считались предательницами Родины. Иордании она очень благодарна за то, что здесь ей дали гражданство, работу, ее дочери — образование. Она никогда не чувствовал себя в чем-либо ущемленной. Ее муж был мусульманином, но это не сильно ее ограничивало. Хотя есть семьи, более строгих правил, попадая в которые, даже русские женщины ходят полностью закутанные. Но таких здесь немного. Вообще Иордания — умеренная страна. Большинство женщин носят платки, но одеты очень современно, хотя и достаточно скромно: те же джинсы, но сверху длинный пиджак или кофта.
Чувствуйте себя как в гостях
Здесь ощущается особенное гостеприимство. Весь обслуживающий персонал в отелях, ресторанах, на туристических объектах, включая нашего водителя капитана Зиада, которого мы успели полюбить не только как маэстро вождения (на узких улочках Аммана и горных тропах встречались сложные ситуации), но и как всегда приветливого и внимательного человека, — все они действительно гостеприимны. Они улыбались нам не только потому, что это их работа, но и потому что в их культуре заложено особое уважение к гостям — это ощущается. Их улыбки не перепутаешь с натянутым выражением лица сотрудников «МакДоналдса». А уж каждой девушке и подавно кажется, что ей улыбаются как-то иначе, чем остальным, ее особенно рады видеть. Что уж тут скрывать — в такой атмосфере приятно отдыхать.
Ты мне друг или католик?
Нам удалось побывать в гостях у христианской семьи. Наталья русская, православная. Её муж родился и вырос в Иордании, католик. Соответственно, по местным законам, дочь католичка. Недавно она вышла замуж… за православного. Долго мы мучили наших бедных братьев–христиан, пытаясь вытащить из них рассказ о проблемах межконфессионального брака, различиях в воспитании ребенка у католиков и православных, о разности двух традиций и тяжелой необходимости православной женщины ходить в католический храм (здесь все решает муж) и тому подобное… А они никак не могли понять: о чем это мы? Здесь, в мусульманской стране, где христиан абсолютное меньшинство, никто и думать не думает, кто католик, кто православный, а кто баптист — все они называют себя христианами и не спорят о вере.
Мусульмане-братья
По словам этой семьи, проблем с мусульманами у христиан тоже не возникает. Даже наоборот: Наталья, делая первые шаги к вере, многому у них училась. А в начале ее карьеры — она достаточно известный и уважаемый кардиохирург — коллеги-мусульмане очень ей помогали. В государственных учреждениях христианам, помимо общего для всех выходного дня в пятницу, дается дополнительно два часа на посещение церкви в воскресенье и в дни больших праздников. В дни мусульманского поста и христиане из уважения к ближним на работе не едят, курящие не курят.
Дом
В Аммане почти нет высотных домов, а те, что есть, — это торговые комплексы и гостиницы. Сами же амманцы живут в 4-5-этажных домах, по две квартиры на этаже. Квартиры, как правило, большие, потому что большие семьи: три комнаты, гостиная, кухня, два-три туалета, у каждой семьи гараж. Города в Иордании представляют из себя достаточно интересное зрелище: дома все почти одного типа и одной высоты, все белые — строятся из известняка. Крыши горизонтальные и почти из всех торчат штыри, готовые к продолжению строительства. Город выглядит как большая стройка. Это удобно тем, что на крыше можно посушить белье большой арабской семьи, собраться всем вместе, даже и с гостями, кроме того, на крыше хранят воду — ее привозят только два раза в неделю. А можно построить еще одну квартиру в случае, если сын соберется создавать свою семью.
«Проще повеситься»
Очень интересны правила создания семьи, которых люди придерживаются здесь до сих пор. Во-первых, отношения вне брака обществом категорически не одобряются. Во-вторых, чтобы жениться на полюбившейся девушке, молодому человеку необходимо, понятное дело, встретиться с отцом. Разговор у них будет серьезным, юноша будет ответствовать, хорошо ли он подумал, обладает ли он достаточными средствами для создания семьи. Ибо жених (внимание!) должен предоставить невесте квартиру (жить вместе с родителями здесь благоразумно не принято, будущие бабушки возиться с внуками не намерены – со своими детьми насиделись), обставить эту немаленькую и недешевую квартиру мебелью, купить золота тысячи на две-три долларов, а то и больше (золото — это некий гарант выживания женщины в случае смерти мужа), желательно машину, ну, и т.д.. Многие ради такого дела уезжают на заработки куда-нибудь в Саудовскую Аравию или в Европу и женятся, соответственно, не слишком рано.
Не пить, не курить, машину не водить
Очень вольготно в Иордании живется пешеходам: по местным законам во всех авариях на дороге вину несет водитель. От этого пешеходы наглеют, а водители осторожничают. И уж точно никто не поедет нетрезвым, даже гаишникам никогда и в голову не придет проверять это. Чтобы хоть что-то заподозрили, надо, наверно, просто зигзагом ехать по встречной полосе. Такая вот здесь жизнь.
Мария Зубарева, фото автора и Игоря Калядина
Поездка организована при содействии Паломнического центра Московского Патриархата
Читайте также:
Стокгольмские каникулы
По стопам святой Нины
Очень субъективные заметки про Соловки