От поста до поста
Как, наверное, многие заметили, благодаря ранней Пасхе евангельское чтение о Закхее (а оно - первое в череде воскресных чтений, которые зависят от наступающей, а не от прошедшей Пасхи) пришлось на неделю (т. е. воскресенье) пред Богоявлением (в этот же день, 4/17 января, - память 70-ти апостолов); неделя по Богоявлении совпала с неделей мытаря и фарисея; а на воскресенье, когда воспоминается изгнание Адама из рая, переносится праздник Сретения Господня. Казалось бы, только что были Святки, еще не совершилось отдание Богоявления - и вот опять сплошная седмица. И с другой стороны: не прошло и сорока дней после рождественского сочельника - а вот уже начало Великого поста. В этом году всё стремительно как никогда. И хотя подобное происходит всякий раз, когда Пасха приходится на 22 марта по юлианскому календарю, нельзя не заметить, что всё это очень похоже на нашу жизнь в целом - необычайно ускорившуюся, спрессованную, насыщенную событиями настолько, что мы едва не теряем самих себя в их потоке. Но церковные праздники, службы, чтения из Священного Писания имеют как раз противоположную цель: вырвать нас из суеты повседневности, обратить наш ум в сердце и поставить перед лицом Вечности. Давайте вместе попробуем сделать хотя бы шаг на этом пути.
В неделю о Закхее не положено никакой особой службы, но лишь евангельское и апостольское чтения на литургии, которые в структуре службы находятся между чтениями недели пред Богоявлением и 70-ти апостолов. Тема предбогоявленских чтений - проповедь Благой Вести; однако тут можно выделить и более частный, но важный момент. В Евангелии (Мк 1:1-8) мы слышим об Иоанне Предтече, который проповедовал покаяние и возвещал вместе с тем приход иного проповедника и учителя - самого Сына Божия, который больше его, Иоанна. В послании к Тимофею (кстати, одному из 70-ти) апостол Павел говорит, что настало время его ухода из этого мира; эстафету проповеди он передает ученику (2 Тим 4:5-6). Ситуации сходные, но и различные. Иоанн - одинокий проповедник, глас вопиющего в пустыне (в прямом и переносном смысле) - готовит приход Мессии, сильнейшего, нежели сам Иоанн. Оба же апостола - члены основанной Христом Церкви, они - первые звенья той цепочки, которая имеет началом Пятидесятницу, а концом - второе пришествие Сына Божия. Здесь один подставляет плечо другому, восполняет недовершенное предыдущим поколением, готовя, в свою очередь, смену и самому себе. Апостолы и святители, иереи и миряне, мужчины и женщины - всё это проповедники слова Божия, всё это члены единого Тела Христова, которое, как и сам Спаситель, пребудет и в нынешнем веке, и в будущем.
Что касается Закхея (Лк 19:1-10), то, очевидно, он не относился к числу людей, которые прислушались к слову Предтечи. Однако Христос, видя начальника мытарей, забывшего о подобающей его положению солидности и взобравшегося, как ребенок, на дерево, говорит: «Сегодня буду у тебя дома». Если человек не идет к Богу, то Бог идет к нему сам. Но уже от человека зависит - откроет ли он двери своего дома для Спасителя, или Ему, обитающему среди нас, по-прежнему не будет где приклонить голову.
В неделю по Богоявлении мы слышим слова Христа: Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк 1:15). Как мы знаем, покаяние - это не перечисление грехов на исповеди; покаяние - это даже не раздирание одежд и посыпание головы пеплом. Покаяние - это перемена ума, изменение самой жизни. И вот в притче о мытаре и фарисее (Лк 18:10-14) перед нами, с одной стороны, пример такой перемены, которая произошла в душе мытаря, а с другой - пример пагубного самодовольства, являемый фарисеем. Господь заканчивает притчу словами: всякий, возносящий себя, смирен будет, а смиряющий себя вознесён будет (мы пользуемся переводом еп. Кассиана как более точно передающим греческий текст). Спрашивается: кем будет вознесен? Очевидно, Богом. Но, если позволено будет задать столь дерзновенный вопрос, по какому праву Бог возносит одних и уничижает других? То есть мы, конечно, понимаем, что Бог всемогущ. Но не насилие ли это? Имеет ли Бог моральное право распоряжаться судьбами людей? В апостольском чтении неделю по Богоявлении мы можем увидеть ответ на этот вопрос. Сначала апостол Павел цитирует псалом: Возшед на высоту, пленил плен и дал дары человеком (Пс 67:19 / Еф 4:8), затем продолжает: А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? (Еф 4:9). И действительно, Христос, ныне сидящий одесную Отца, прежде сошел с небес, принял человеческое естество, родился в пещере, едва не был убит еще младенцем, затем жил в бедности, после проходил с проповедью по всей Палестине, не имел постоянного жилища, встречал непонимание, слышал насмешки и упреки, наконец был арестован, неправедно судим и казнен; но и это еще не всё: по смерти Он сошел в шеол, в глубины земли, ибо и там были души, которые Он пришел спасти. Итак, Христос сам испытал всё то (и даже больше), что может выпасть на долю человека; но для Него это было не справедливое воздаяние за грехи - ибо Он не имел греха, а добровольная жертва за всех людей. Поэтому мы может с уверенностью сказать: да, Бог имеет моральное право возносить и уничижать, ибо Сын Божий сам Себя уничижил и был вознесен во славе Отцом.
Праздник Сретения Господня в этом году попадает на понедельник первой седмицы Великого поста. Понятно, что две эти службы несовместимы, потому Сретение переносится на предыдущий день - неделю сыропустную, когда Церковь воспоминает изгнание Адама из рая. В таком сочетании современный человек - мятущийся, унывающий, сомневающийся - может найти немалое утешение и надежду. В самом деле: вот мы слышим печальные песнопения, где Адам воздыхает об оставленном Эдеме. Вот уже ангел с огненным мечом поставлен охранять райский сад. Вот Адам и Ева, и их потомки живут в ожидании Избавителя. Но Он уже здесь! Он, младенец сорока дней от роду, уже на руках старца Симеона. Обетование спасения и начало самого спасения - рядом, слиты воедино. Тысячелетия промелькнули как один миг. А впереди - бесконечная дорога, открытая Христом для каждого из Его последователей.