Узкий путь

"Православный финский писатель" - так справедливо называют Тита Коллиандера. Его Очерк «Узкий путь»  - попытка размышления  нашего современника об опыте веры, благочестии и жизни в Боге.

Сегодня мы публикуем избранные главы из  книги.

 

      О ЯСНОЙ И НЕИЗМЕННОЙ ЦЕЛИ

     Вера приобретается не мечтаниями, а трудом. Не слова и размышления дают нам познание Бога, а опыт. Мы знаем, что, для того, чтобы проветрить комнату, надо открыть окно. Чтобы загореть, надо выйти на солнце. И вера достигается не иным путем; никакой цели не достигнешь, оставаясь в бездейственном ожидании, говорят святые отцы. Да будет нам примером блудный сын, который встал и пошел к отцу своему (Лк. 15, 20).
     Как бы низко ты ни пал, какими бы ни был связан земными оковами, никогда не поздно восстать. Недаром в Писании подчеркнуто, что Аврааму было 75 лет, когда он отправился в путь, и что работник, пришедший в одиннадцатый час, получил ту же награду, как и пришедший в первый час.

     Слишком рано тоже не может быть. Лесной пожар надо тушить как можно раньше, в начале; ведь ты не хочешь видеть свою душу опустошенной и обуглившейся. Уже в крещении тебе было поручено вести невидимую брань с врагами твоей души; так начни борьбу теперь же. Ты медлил достаточно, погруженный в равнодушие и лень, ты потерял много драгоценного времени. Поэтому ты должен чувствовать себя как бы вновь начинающим, так как чистоту, полученную тобою при крещении, ты утерял и попрал. Итак, восстань, но сделай это сейчас же. Не откладывай своего намерения до вечера или до завтра, или до окончания начатых тобою дел. Отсрочка может быть роковой.


     Нет, в этот час, в этот момент твоего решения, докажи на деле отречение от своего ветхого "я", начни новую жизнь, поставив себе новую цель, и иди новым путем.
     Восстань без страха и скажи: Господи, дай мне с сего дня положить начало благое. Помоги мне! Ибо прежде всего ты нуждаешься в Божией помощи.


     Твердо держись своего намерения и не обращайся вспять. Жена Лота, оглянувшись, превратилась в соляной столп (Быт. 19, 26): это для нас предостерегающий пример. Ты сбросил с себя ветхого человека, забудь его. Подобно Аврааму, ты услышал голос Господа: Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе (Быт. 12, 1). На эту землю ты должен отныне обратить все свое внимание.

 

       О БЕСЦЕННОЙ ЖЕМЧУЖИНЕ

     Совлекши с себя всякие знания, не имея никакой доброй мысли или дела, не помня прошлого, не имея желаний в будущем, непригодный, подобно изношенной тряпке, бесчувственный, как камень на дороге, разъеденный червями, как гриб в лесу, умирающий, как рыба на берегу, опечаленный до слез этим своим убогим состоянием - таким стой на молитве перед Всемогущим твоим Судьей, Творцом и Отцом, твоим Спасителем и Господом, Духом Истины и Жизнеподателем. И, как блудный сын, молись из глубины твоей ничтожности: Отче, я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим (Лк. 15, 21); Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, милостив буди мне грешному.
     Ты знаешь свою немощь и видишь самого себя лежащим, как прах, перед Всемогущим, и из сознания собственной ничтожности растет твоя любовь к ближним, Господом созданным и Им просвещенным. В глубине своей природы они носят образ Божий; и потому ты готов жертвовать собой для них.


     Случилось странное: чем глубже ты проник в свое собственное сердце, тем выше ты поднялся над самим собой. Твоя внешняя жизнь та же: ты моешь посуду, ухаживаешь за детьми, ходишь на службу, получаешь жалование и платишь налоги. Ты выполняешь все, что делают окружающие тебя люди. Но ты отказался от самого себя. Ты отдал одно, чтобы приобрести другое.
     "Имея Тебя, чего могу я еще желать? Ничего иного, как только непрестанно в молитве безмолвно прилепляться к Тебе, - отвечает преп. Иоанн Лествичник. - Некоторых пленяет богатство, других почести, еще других приобретение собственности; мое единственное желание - быть с Господом".
     Молитва, со всем самоотречением в ней, сделалась твоей настоящей жизнью, которую ты поддерживаешь лишь ради молитвы. Ходить пред Богом (Быт. 6, 9), - это есть теперь единственно ценное для тебя, и это заключает и охватывает все небесное и земное. Для того, кто носит Христа в своем сердце, нет ни смерти, ни болезни, ни земной суеты; он уже вступил в вечную жизнь, которая все объемлет. И ночью и днем Царство Небесное восходит в твоем сердце и растет, и ты не знаешь как. Ибо земля сердца твоего сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе (Мк. 4, 27-28).
     Святые говорят о невечернем свете. Этот свет видим не человеческим глазом, но сердцем, и он никогда не перестает струиться в чистоте и ясности. Этот свет беспрестанно продолжает уходить от тьмы, все умножаясь; его отличительное свойство - постоянное очищение. Это свет бесконечной вечности, проникающий оболочку времени и материи. Святые никогда не говорят, что этот свет дан им, но лишь тем, кто очистил свои сердца любовью ко Господу, добровольно идя узким путем.
     Узкий путь не имеет конца: его свойство - вечность. Там каждое мгновение является началом: в настоящее входит будущее; страшный суд в настоящем, ибо Христос в вечности присутствует повсюду, как в аду, так и на небесах. При появлении Единого исчезает множественность, как во времени, так и в пространстве. Все одновременно, теперь и здесь и всюду, в глубине твоего сердца. Там найдешь ты то, что искал: глубину, высоту и широту креста - Спасителя и спасение. Поэтому, если ты хочешь спасти твою душу и достигнуть вечной жизни, то неослабно борись со своей леностью и осени себя крестным знамением и скажи: Дай мне, Господи, положить начало благое во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

 

О МГНОВЕНИЯХ МРАКА

     Погода изменчива: то пасмурно, то ясно, то вновь идет дождь; подобно бывает и с душой человека. Надо всегда быть готовым к тому, что тучи иногда закрывают солнце; и у святых были мрачные часы, дни и недели. Тогда они говорили, что Господь оставил их для того, чтобы они, предоставленные самим себе, почувствовали, как немощны и бессильны, когда лишены Его поддержки. Периоды такого мрака, когда все кажется бессмысленным, нелепым и бесполезным, когда впадаешь в сомнения и искушения - неизбежны. Но и из этого можно извлечь пользу.
     Преодолеть эти мрачные дни легче всего, взяв пример со св. Марии Египетской. В течение сорока восьми лет она жила в пустыне за Иорданом и, когда искушения овладевали ею и воспоминания о прежней ее греховной жизни в Александрии соблазняли ее, вплоть до желания оставить добровольное пребывание в пустыне, она ложилась на землю, призывая на помощь Господа, и не вставала до тех пор, пока не чувствовала, что сердце смиряется. Первые годы были тяжелыми; она лежала на земле по многу дней и ночей, и только спустя семнадцать лет наступило время отдохновения.


     Эти дни старайся проводить в тишине. Не уступай соблазну пойти к другим или развлечься. Не жалей себя - утешение найдешь лишь в молитве к Богу: Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне (Пс. 69, 2); Я заключен и не могу выйти (Пс. 87, 9) и в других.
     Настоящую помощь тебе больше неоткуда ждать: не расточай ради временного облегчения все то, что приобрел. Твое терпение и стойкость подвергаются испытанию. Выдержав испытание, благодари Господа, Который дал тебе на это силы. Если же ты не выдержал испытания, быстро воспрянь, моли о помиловании и осознай, что это тебе по делам твоим. Ибо само падение было тебе наказанием: ты слишком надеялся на самого себя и теперь видишь, куда это привело. Ты приобрел опыт: не забудь возблагодарить.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале