Русско-немецкая дискуссия: религия в школе

24 февраля 2010 года в пресс-центре РИА Новости в Москве открылась совместная конференция Фонда имени Конрада Аденауэра (Германия) и Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата «Преподавание религии в государственной школе: актуальная дискуссия в России и в Германии».


В дискуссии приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, Чрезвычайный и Полномочный Посол Федеративной Республики Германия в Российской Федерации Вальтер Юрген Шмид, советник председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Александр Щипков, руководитель московского филиала Фонда имени Конрада Аденауэра Ларс Петр Шмидт, руководитель Синодального Информационного отдела Владимир Легойда, заместитель председателя ОВЦС игумен Филипп (Рябых), а также представители общественной и научной деятельности, традиционных религиозных общин, педагоги, студенты столичных вузов.

Открывая конференцию, митрополит Иларион отметил, что «материальное существование личности не может быть полноценным без духовной составляющей» и напомнил, что секулярное мировоззрение «создает благоприятную почву для возникновения в обществе пессимистических настроений, развития пороков и подрыва традиционных ценностей». Поэтому «религиозная мотивация должна занимать достойное место в стратегиях общественного развития» в современном мире. Сейчас, когда в России религиозная составляющая возвращается в систему школьного образования, главная задача Русской Православной Церкви, по словам владыки Илариона, «содействие преподаванию религиозной культуры на высоком профессиональном уровне». Церковь принимает активное участие в подготовке кадров преподавателей нового курса религиозной культуры, который в порядке эксперимента вводится в школах 19 регионов РФ в апреле этого года и в написании учебных пособий к этому курсу.

Владыка Иларион также заметил, что глобализационные процессы и активизация миграции в современных европейских странах требуют пересмотра сложившейся системы религиозного образования.

Посол Германии в России Вальтер Юрген Шмид в приветственном слове продолжил мысль митрополита Илариона. Он рассказал о том, что несмотря на то, что в Германии существует долгая традиция преподавания религии в школе, предусмотренная Конституцией и осуществляемая под контролем государства, новые социально-исторические процессы бросают ей вызов. Например, государство демонстрирует свою готовность к введению курса ислама в школе, но ему «пока не хватает собеседника с исламской стороны». Также дипломат выразил обеспокоенность тем, что право на религиозную идентичность и равноправие для представителей всех религий в мультинациональной Европе последних десятилетий достаточно часто вступают в противоречие.

Поэтому не случайно работа конференции началась с обсуждения вопроса о правовых рамках преподавания религии в школе.

Директор Института государственно-конфессиональных отношений и права Игорь Понкин с сожалением отметил, что в Российской Федерации нет правовых оснований изучать основы религии вне рамок эксперимента, который начнется в апреле этого года. Меж тем, различные нормы международного законодательства гарантируют право на религиозное образование. Понкин, однако, предостерегает от распространенной ошибки: нельзя говорить о зарубежном опыте преподавания религии в школе в целом, потому что в разных странах этот опыт сильно различается. Более того, во многих странах вопрос о том, как интегрировать религию в систему школьного образования не унифицирован (что видится Понкину удачным): в США его решение во власти правительств штатов, в Германии - Федеральных земель и т. д.

Решение провести эксперимент по преподаванию ОПК в школах само по себе еще не свидетельство миссионерского успеха: «если этот эксперимент - попытка перевести преподавание религии в правовое русло - это хорошо, если попытка профанации идеи - плохо», - заключает Понкин.

Профессор Ганноверского университета Харри Норманн считает, что религиозное образование очень «чувствительно» и может кардинально меняться в зависимости от исторической ситуации. Критической ситуацией может быть революция (интересно, что в России религия была отделена от государства в 1917 году, а в Германии - в 1919, то есть почти одновременно) или определенная стадия эволюции общества. Профессору Норманну кажется, что Россия проходит такую точку сейчас.

Религия в Германии - единственный предмет, право на который регламентировано конституцией. При этом религиозная свобода, гарантируемая конституцией, - это в том числе и свобода не исповедовать никакую религию. Разрешить это противоречие достаточно сложно. Профессору Норманну нравится классификация, предложенная в работах Федора Козырева, директора Института религиозной педагогики Русской Христианской Гуманитарной Академии. По Козыреву, можно преподавать

-религию как закон (катехизический подход);

-религию как факт (информационный подход);

-религию как подарок (факультативный подход).

Харри Норманн считает, что возможный новый подход к религиозному образованию - в непротивопоставлении этих подходов.

Председатель Информационного синодального отдела Русской Православной Церкви Владимир Легойда добавил, что не считает возможным преподавание основ религии с позиций методологического атеизма. Более того, Легойда уверен, что «нет Христа кроме Христа христиан, Будды кроме Будды буддистов и Аллаха кроме Аллаха мусульман». Если пытаться преподавать религию с некоей «внешней» позиции, то это будет не преподавание какой-либо религии, а рассказ о домыслах относительно этой религии. С Легойдой согласился заместитель председателя ОВЦС игумен Филипп (Рябых): «Сегодня много говорится о том, что надо преподавать знания о различных религиях. Но нельзя забывать о том, что это возможно только на основе знаний о собственной религиозной идентичности».

Следующим вопросом, обсуждавшимся на форуме, был вопрос о наиболее перспективных моделях религиозного образования в школах. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает наилучшим вариантом предоставить конфессиям право для преподавания своих курсов. Создание курса религии на какой-либо общей, нейтральной основе отец Всеволод считает невозможным. Как пример он привел попытку написания общего учебника, предпринимавшуюся несколько лет назад и потерпевшую неудачу. «Школа должна учитывать разницу мировоззренческих представлений», - уверен священник. Эксперимент по введению ОПК в школы Чаплин считает «колоссальным успехом общественной работы Церкви».

В свою очередь, профессор Ульрих Беккер из Ганноверского университета считает, что религию целесообразно интегрировать в различные предметы - язык, историю и др. При этом необходимость в отдельном предмете не отпадает: «школьники  Германии совершенствуются в родном немецком языке на всех уроках, потому что преподавание ведется на немецком, но это не отменяет необходимости отдельного предмета». Кроме того, в последние годы активно развивается междисциплинарный подход к образованию, поэтому заключение религии в рамки определенного предмета может отодвинуть ее "на обочину" системы школьного образования.

Преподавание «религии для всех» без опоры на определенную конфессию, по мнению профессора Беккера, бесперспективно. Однако и конфессионально ориентированные курсы не способны отвечать вызовам времени. Сейчас детям нужно давать больше сведений о различных культурах, поэтому в конфессиональные курсы должны быть включены достаточно обширные сведения о других религиях, считает профессор.

Конференция продолжит свою работу в четверг 25 февраля в гостинице «Даниловская» у Свято-Данилова монастыря Москвы. Будут обсуждены вопросы о подготовке учебных пособий и преподавательских кадров для преподавания религии в школах.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале