Гоголь без купюр и прикрас
Автор «Ревизора» и «Мёртвых душ» всегда считался одним из лидеров русской литературы, но его произведения неизменно печатали с купюрами: советская цензура оказалась не менее жёсткой, чем императорская. После революции Гоголя начали изучать с позиций академической науки, но в обиходе приклеили ему ярлык «сатирика» и «обличителя царского режима». Теперь этот стереотип уходит в прошлое, а тексты писателя возвращаются в первоначальном виде.
«Николай Васильевич теперь для нас не такой бодрый юморист, которым его представляли», - заметил на презентации протоиерей Владимир Силовьев, главный редактор Издательства Московской Патриархии. По его словам, многие факты биографии автора ещё не так давно были скрыты для широкой публики. Мало кто знал, например, что его могила находилась в Даниловом монастыре. Немногие читатели были знакомы и с духовной прозой уроженца Великих Сорочинцев.
Как подчеркнул отец Владимир, «в советское время осквернили не просто прах Гоголя - осквернили прах православного писателя». Крест и Голгофа, по завещанию поставленные над его гробом, были заменены официозным памятником «от Правительства Советcкого Союза». Но несколько месяцев назад историческое надгробие отреставрировали. Восстановлены и гоголевские произведения. Показательно, что в год 200-летия писателя никто из светских издателей не поддержал проект публикации Полного собрания сочинений - за этот труд взялось только Издательство Московской Патриархии.
Профессор Московского университета Владимир Воропаев, вдохновитель и редактор издания, обратил внимание собравшихся, что в собрание включены не только сочинения и письма самого Гоголя, но и ответы его адресатов, чего раньше никогда не делалось. Кроме того, многие тексты заново выверены по автографам. В особенности это касается уцелевших глав второго тома «Мёртвых душ». Большую часть текста (в некоторых томах это половина объёма) занимают многочисленные комментарии, в том числе касающиеся церковной проблематики. «Пришло время нового осмысления Гоголя», - отметил Владимир Алексеевич.
Гоголь, как считает профессор Воропаев, - самый церковный русский писатель, близко общавшийся со многими святыми своего времени. Христианские заповеди он воплотил самой своей жизнью. Но были в ней и промахи, о которых не нужно умалчивать, иначе автор вновь будет понят неправильно, однобоко.
Мысль о необходимости тщательного изучения наследия Гоголя продолжил другой составитель собрания, старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН Игорь Виноградов: «Каждое собрание подводит итог и в то же время ставит некие задачи». По мнению Игоря Алексеевича, открывшийся корпус гоголевских текстов ещё только ждёт своих исследователей, причём здесь необходимы специалисты в самых разных областях науки - от ботаники до музыковедения.
В заключение презентации перед её гостями выступили педагоги московской школы № 59 имени Гоголя, в дар которой Издательство передало поступившие на прилавок четырнадцать томов собрания. Ещё три тома ожидают своего выхода в ближайшие недели.