Прот. Максим Козлов: Жизнь состоит не из юбилеев

В отношениях Церкви и молодежи, как и в отношениях с другими поколениями людей, важно отсутствие фальши. Не может быть профанации и обозначения деятельности – я компромиссно скажу: в главном и существенном (раньше я бы сказал: в любой сфере деятельности, но сейчас я понимаю, что жизнь штука сложная, и не всегда можно избежать каких-то формальных вещей, где суть скорее обозначается). Если и допускать такое обозначение – то только до тех пределов, пока все понимают, что это условность, плата за то, чтобы главное было сохранено. Тогда организм будет здоров.

Сегодня главному университету страны – Московскому государственному университету – исполняется 255 лет. И еще одна круглая дата – 15 лет с момента возобновления богослужебной жизни в Домовом храме мученицы Татианы. Настоятель Домового храма при МГУ им. М.В.Ломоносова, профессор Московской Духовной Академии протоиерей Максим Козлов говорит: жизнь состоит не только из праздничных мероприятий, и это очень важно. О том, что каждый день из года в год происходило в течение этих лет, кто сегодня придет в храм, а также о многом другом отец Максим рассказал в интервью Накануне.RU.

Вопрос: В этом году исполняется 15 лет с начала возрождения богослужебной жизни в Домовом храме МГУ. Какими были эти годы? Как все начиналось, и какие главные изменения произошли не только с храмом, но и с его прихожанами?

Отец Максим: Действительно, как вы верно заметили, прошло пятнадцать лет с 25 января 1995 года. И для жизни человека, и для жизни любой церковной общины это не такой срок, чтобы его нельзя было заметить и как-то оценить.прот. Максим Козлов

Храм начинался лишь с небольшой части здания, в котором мы сейчас располагаемся. Всё остальное было или испоганено неправильным употреблением в заключительный период существования Студенческого театра, или не было ещё нам передано. Были двери, ключи от которых нам не хотели отдавать, и вскрывать их приходилось, распиливая замки. О верхнем храме, где теперь регулярно совершаютсябогослужения, Святейший Патриарх Алексий сказал, что там не надо спешить служить, потому что всё слишком ещё напоминало театр. Нужно было вернуть этому пространству хотя бы какие-то черты храма.

Мы начинали служить в подалтарном помещении, где теперь освящен Престол во имя святителя Филарета; сейчас там проходят будничные богослужения. Сначала была совсем небольшая община; на воскресных богослужениях могло присутствовать 15, 20 (25 – уже очень много) человек. Очень важно, что с первого воскресенья после вхождения в храм (это было 29 января 1995 года) не было недели, чтобы здесь не служилась Литургия со всенощным бдением накануне. Именно Господь, Который, как я глубоко верю, присутствует на каждом богослужении вопреки всяким людским немощам и недостаткам, собирал людей в этом Доме Своём. Сначала очень медленно, человек за человеком, потом довольно быстро, теперь не так заметно благодаря большому количеству открытых храмов. Все эти годы, по милости Божией, люди прибавлялись. Кто-то потом уезжал в другие города и страны, кто-то находил другие приходы; конечно, были и человеческие обиды. Но свою главную миссию – помогать людям войти в ограду Церкви и пережить в ней свою встречу с Богом – храм мученицы Татианы осуществлял и осуществляет. Повторю: вопреки человеческим недостаткам настоятеля, клириков и прихожан. Как писал апостол, сажать может Павел, поливать Аполлос, но конечный плод можно принести только благодаря Христу.

Внешне, конечно, всё постепенно менялось. В первые год-полтора мы вывезли пятнадцать грузовиков мусора – даже не строительного, а просто хлама, который нужно было демонтировать и выкинуть. Мы очень радовались, когда возникали новые черты благолепного храма – словно из-под мазни варвара проглядывает картина мастера. Вот икона написанная появилась, красивые подсвечники поставили, закрасили чёрную краску, которой была по каким-то театральным соображениям изнутри закрашена алтарная апсида. Сначала даже не перекрасили, а рождественские звёзды там нарисовали – и то казалось, что стало веселее. Всё это грело сердце и помогало не терять надежды, что шаг за шагом храм будет приобретать вид Дома Божия.

Одно от другого не отделить: не соглашусь с мыслью, что само по себе восстановление храмового здания второстепенно и неактуально для церковной общины. Да нет же: как раз восстанавливая дом Божий, люди и в другом могут преуспевать. Нам Господь это дал, хотя я тогда огорчался, что у нас нет спонсоров, а намеченные проекты срывались. Однажды сорвалась уже гарантированная Московским Правительством полная реставрация: буквально на нашем храме кончился список поддерживаемых храмов и сняли того начальника, который этим занимался.

Конечно, тогда все время что-то происходило. Одно состояние у церковной общины, когда в ней двадцать человек, другое – когда сто, третье – когда пятьсот. Сейчас я не знаю по именам всех подходящих к Чаше, хотя еще могу назвать большинство – когда три четверти, а когда две трети. Конечно, это не в Татьянин день, не в Рождество и не на Пасху. Кого-то я сейчас знаю только в лицо. А в те годы мы все знали друг друга – не просто в лицо, а изнутри, и это нужно было пережить. Как в деревне – никакой частной жизни здесь не было, все люди выявлялись очень ярко. А теперь здесь есть пространство для автономного существования. Это не хорошо и не плохо само по себе – это стадия роста. По милости Божией, все происходило не слишком нарочито и педалированно, а как дерево растет – все эти пятнадцать лет. Нужно было только не слишком мешать тому, что Господь делал с этим местом и людьми, которые сюда собирались. У меня это по-разному получалось, но внутренне я эту задачу – не мешать – себе ставил.

Вопрос: После прошлогоднего нашего с Вами интервью на форуме к нему наш читатель, подписавшийся как "Стас – студент МГУ" оставил такой комментарий: "Отец Максим – наш человек!". Это многое говорит об отношении студентов, которые далеко не ко всем и не всегда проникаются доверием. Что, на Ваш взгляд, самое важное в отношениях Церкви и молодежи? Как лично Вы находите подход?

Отец Максим: В отношениях Церкви и молодежи, как и в отношениях с другими поколениями людей, важно отсутствие фальши. Не может быть профанации и обозначения деятельности – я компромиссно скажу: в главном и существенном (раньше я бы сказал: в любой сфере деятельности, но сейчас я понимаю, что жизнь штука сложная, и не всегда можно избежать каких-то формальных вещей, где суть скорее обозначается). Если и допускать такое обозначение – то только до тех пределов, пока все понимают, что это условность, плата за то, чтобы главное было сохранено. Тогда организм будет здоров.

Это лучше не декларировать и говорить об этом поменьше, но если настоящая жизнь — жительствует, то это откликается в душах людей, и молодых особенно в силу большей их бескомпромиссности и неприземленности жизненным опытом в грустном смысле этого слова. Молодой человек ищет правды и настоящего – в Евангельском смысле. Получается довольно болезненно: это довольно высокая нота, которую требуется задать, и возникают срывы, обиды. Но если не задавать эту планку, не предполагать, что мы делаем вместе что-то настоящее, то ничего нет хуже той фальши, которая получится.

Вопрос: В этом году продолжилась традиция – Божественную литургию в Домовом храме совершает Патриарх Московский и всея Руси. А будут ли помимо этого какие-то праздничные юбилейные мероприятия?

Отец Максим: Для нас очень важно, что установилась традиция патриаршего присутствия в день памяти святой мученицы Татианы. Во-первых потому, что это Традиция – в самом правильном смысле слова – с большой буквы. Она связывает нас со святителем Филаретом Московским, который освящал этот храм, с другими московскими святыми и иерархами, которые совершали здесь богослужения в престольный праздник, в день рождения Университета и праздник российских студентов.

Конечно – я всегда буду это повторять – мы бесконечно благодарны приснопамятному Патриарху Алексию II за то, что он имел мужество и решимость приехать сюда 25 января 1995 года, на третий день после того, как церковная община вошла в храм. Именно его приезд сюда сделал ситуацию необратимой. Невозможно было представить, что после того, как Святейший Патриарх совершал здесь молебен, здание может быть обращено во что-то иное, кроме как в православный храм.

Потом Патриарх Алексий II приезжал сюда до или после Литургии в Успенском соборе. Мы очень ждали, когда же у нас состоится Патриаршая Литургия, и каждый год на это надеялись, но Святейший учил нас терпению. Первая Литургия, которую он здесь совершил, была после чина Великого освящения храма 27 марта 2004 года. После этого он, пока здоровье ему позволяло, служил здесь и на Татьянин день.

Святейший Патриарх Кирилл в минувшем году совершил в нашем храме Литургию Преждеосвященных Даров в день пятилетия Великого освящения, и сейчас, в 2010 году, он же возглавил Божественную литургию в домовом храме Московского университета.

Это важно для нас как для православных христиан: епископ нашего города в день главного праздника прихода служит Литургию. В этом есть нечто изначальное для церковной жизни: епископ со своим народом там, где у народа наибольшая радость. Это простое и правильное дело, это кубики, из которых складывается здание церковного бытия.

Это правильно и для Московского университета: это собирает начальствующих, учащих и учащихся. Я знаю, насколько эти богослужения важны для ректора Московского университета – и не только и не столько как статусные мероприятия, но как что-то, что в его душе (душе человека в принципе не церковного) отзывается. Если бы он не хотел, он бы не присутствовал, не прилагал бы все усилия к тому, чтобы именно богослужением начинался день студента в Московском университете. И для меня тоже очень важно видеть Виктора Антоновича, стоящего на солее во время богослужения в этот день: без этого нет полноты праздника.

Специальных юбилейных мероприятий мы сознательно не проводим. Это одна из светлых черт наступившей церковной эпохи: Патриарх Кирилл отчетливо показывает нам, что не нужно умножать число юбилеев. Поэтому, имея в виду для себя пятнадцать лет как некоторую точку отсчета, мы не пытаемся превратить эту дату во что-то общецерковно значимое. Как могли, мы постарались подготовиться: издали книгу об истории, святынях и сегодняшних реалиях жизни храма; наш хор выпустил диск, который показывает плод его трудов и где есть в том числе и песнопения, посвященные святой мученице Татиане; один из наших прихожан, известный российский скульптор Кирилл Протопопов в эти дни в притворе нашего храма выставляет свои работы. Благодаря тщанию ректора Университета в канун Татьяниного дня в храме побывали дети с ограниченными возможностями – они познакомились с историей храма, его святынями, пообщались с нашими детьми, учащимися в Школе духовного пения. Мы рады будем в послепраздничные дни принять две из секций Рождественских чтений. Жизнь продолжается, она состоит не из юбилейных мероприятий, и это очень важно.

Беседовала Анастасия Мотовилова

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале