Великий пост по-венециански
Протоиерей Алексий Ястребов |
— Отец Алексий, здание храма, в котором Вы служите, не принадлежит Русской православной церкви. Из-за этого многие праздники, которые выпадают на будний день, прихожане имеют возможность отпраздновать только воскресным днем. А как происходит с богослужениями Великого поста? Удается ли в положенные дни читать канон Андрея Критского и служить литургию Преждеосвященных даров?
— Действительно, наш приход святых Жен-мироносиц пока не имеет собственного храма, его нам предоставляет католическая епархия Венеции.
До января 2011 года на буднях мы имели возможность совершать только отдельные богослужения, в основном, в великие праздники и другие значимые дни церковного календаря. Сейчас храм полностью находится на нашем попечении, в нем дежурит моя супруга, матушка Светлана, мы сами его открываем и закрываем. Раньше это делали итальянцы, и многие наши люди не могли объясниться с дежурной по храму, чувствовали себя неловко, хотя и знали, что по воскресеньям мы совершаем службы. Теперь паломники и туристы могут спокойно оставить записки, поставить свечи, поклониться приходским святыням.
До января в храме Усекновения главы святого Иоанна Предтечи все, без малого восемь лет нашего пребывания в этой церкви, по субботам вечером служили католические мессы, так что мы не могли даже оставлять в храме утварь. Священные сосуды, аналои, книги, церковный ящик — все переносили в ризницу и складывали в два шкафа. Восемь лет община жила в двух шкафах! Представляете себе?
Теперь этого нет, и мы начали служить всенощные бдения!
Так что именно в этом году на первой седмице Великого поста мы будем читать канон Андрея Критского. Целый ряд служб Великого поста мы также введем впервые. К богослужениям Страстной седмицы кроме совершавшихся и ранее служб Великого четверга, выноса Плащаницы, Великой субботы, прибавится и чтение 12-ти Евангелий...
Хотя, конечно же, нельзя не поблагодарить католическую епархию Венеции и лично ее главу, кардинала-патриарха Анжело Скола за то, что мы имели это место для служб.
В храме святых Жен-мироносиц |
— А если бы Вы и раньше могли служить по будням, как думаете, многие бы смогли посещать службы?
— Думаю, что нет.
В силу «экономического» характера нашей эмиграции, подавляющее большинство прихожан трудятся шесть дней в неделю, а часто и совсем без выходных, так что в основном все службы и паломничества были сконцентрированы в воскресные и выходные дни.
Но нельзя сказать, что это однозначно плохо: такой «жесткий» график формирует у прихожан особое отношение к богослужению и Таинствам. Если дома, в России (на Украине, в Молдове) мы привыкли, что церковь всегда рядом и в любой момент можно зайти в храм, а в праздничный день поучаствовать в ранней литургии и немного опоздать на работу, на чужбине это чаще всего невозможно.
Вот и получается, что в воскресенье народ собирается с дальних и ближних подступов, из горных деревушек, близлежащих городов и городков, чтобы отстоять обедню, и совершает для этого, по сути, небольшое паломничество.
—В Великий пост прихожан становится больше?
— Обыкновенно Великим постом число прихожан становится больше во всех храмах. Время покаяния зовет всех к усилению церковной и частной молитвы.
Но нередко за границей люди идут в храм, потому что для них это имеет элемент возвращения к чему-то привычному, домашнему, тёплому, но у них нет желания обновления жизни во Христе, коренного пересмотра жизненных позиций. И когда пытаешься объяснить людям, в чем смысл покаяния, общинного делания, единства вокруг евхаристической чаши, сталкиваешься с непониманием, обидой, раздражением. Увы, годы «промывки мозгов» сделали своё дело, и отношение к храму часто бывает обрядовым: за Крещенской водой, освятить куличи, и раз в году причаститься...
Думаю, такие прихожане появятся и в этот пост, и буду стараться объяснить им смысл и цель нашего церковной работы, ненавязчиво пригласить придти еще раз, хоть немного изменив своей «практике» посещать храм только единожды в год... Открывается большое поле для миссионерской деятельности среди наших крещеных православных, которые нечасто заходят в храм.
Прихожане храма святых Жен-мироносиц |
— Многих в Западной Европе привлекала красота именно великопостных богослужений. Приходят ли венецианцы в период поста в храм, чтобы послушать великопостные песнопения? Увеличивается ли интерес к приходу в постовой период?
— Не могу сказать, что наш храм Великим постом привлекает многих внешних, например, католиков, протестантов.
Мы еще на пути становления, и нам далеко до внешней, чисто эстетической красоты.
Восемь лет существования прихода лишь немного приблизили нас к тому, чтобы мы почувствовали себя более защищенными. Теперь легче: есть место для спевок, есть возможность, пусть и частично, украсить храм согласно православной традиции. Должно пройти время, чтобы наш храм стал более похож на православный и внешне, и внутренне.
— Италия — одна из центральных стран католического мира. Как проходит период Великого поста для итальянцев? Многие ли постятся? Чувствуется ли по общей атмосфере, что наступил Великий пост?
— В Католической церкви с середины шестидесятых годов пищевой пост стал факультативным, он больше не обязателен для всех верующих. Однако литургически период Святой Четыредесятницы, конечно, сохранился.
Среди монашествующих и мирян распространена практика так называемых «духовных уединений» (ritiri spirituali) или «духовных упражнений» (esercizi spirituali), напоминающих великопостные говения для духовенства, широко укорененные в Русской православной церкви заграницей. Во время этих упражнений миряне и монашествующие отделяются от суеты окружающего мира, молятся вместе, слушают поучения, обсуждают актуальные вопросы духовной жизни. Думаю, эта практика могла бы более глубоко внедряться и в нашей, православной жизни.
Атмосфера на улицах, конечно, не напоминает о начале Великого поста, но уже то, что заканчивается Масленица (а в нашем конкретном случае, знаменитый венецианский карнавал) не может не вселять облегчения. Окончания этих дней с нетерпением ждут и церковные католики, и православные.
Обыкновенно восточная Пасха бывает позже западной, так что карнавал не «заходит» на наш Великий пост. В этом году Пасхи совпадают, поэтому первые два дня первой седмицы Великого Поста (до Пепельной среды, которая является началом католического Великого поста) нам еще придется мириться с масками, заходящим подчас и в храм.
Крестный ход |
— В чем сложность для православного христианина в проведении поста за границей и конкретно в Италии? Есть ли разница в проведении поста для православного человека, живущего в России и в Италии?
— Для моих прихожан главная трудность состоит в том, что большинство из них, работая сиделками при престарелых людях, не имеет возможности готовить себе пищу самостоятельно, и вынуждено кушать то, что им предлагают. Даже там, где у них есть возможность отдельно готовить себе еду, часто имеет место негативное, неприязненное отношение со стороны хозяев к их посту. Для церковного человека это досадное обстоятельство, способное сильно повлиять на настроение во время Четыредесятницы.
Те же люди, живущие бок о бок с итальянскими стариками, часто не имеют возможности уделить достаточно времени молитве, уединиться для беседы с Богом, поскольку практически все время находятся со своими подопечными. Очень большое беспокойство доставляет постоянно включенный телевизор, увы, неизбежный атрибут любого европейского дома. И это всё при практически полном отсутствии выходных.
В этих условиях стараемся нащупать тот единственно правильный и, конечно, неформальный подход к великопостному пути, который у каждого свой, неповторимый, как единственным бывает крест.
Главное внимание тут должно быть сосредоточено на служении ближнему, на проявлении любви к тем немощным людям, которых Господь доверил православным. Терпение, смирение и труд составляют основу Великопостного говения для большинства наших прихожан. Этим качествам я учусь у них все эти годы и не перестаю удивляться моим дорогим наставникам.
Для «свободных» людей проблемы с постом никакой нет. В свободное время можно уединиться с молитвословом или поучительной книгой или совершить паломничество к православным святыням Венеции.
— В чем состоят особенности и сложности служения в Великий пост в другой стране лично для Вас?
— Никаких особенных сложностей в связи с наступающим постом я не испытываю.
Конечно, в отличие от священников в России, мы служим реже и часто вынуждены трудиться на светских работах. Одно из моих послушаний — духовное сопровождение паломников, которые во множестве приезжают в Венецию, потому что здесь много православных святынь. Но, к счастью, в великопостный период приезжающих не так много.
В заключение хотел бы пожелать читателям ТД крепкого здравия, помощи Божией в трудах и душеполезного прохождения поприща Великого поста. Буду рад приветствовать их в Венеции лично.
Беседовала Ольга Богданова
Впервые опубликовано 8 марта 2011 года