Русский мир - это миф?

Что такое Русский мир? Как связаны Русский мир и цивилизация? Каковы его перспективы в глобальном обществе – таков был круг тем, обсуждавшихся известными философами, политологами, общественными деятелями на круглом столе, прошедшем 18 марта в Институте философии РАН.
 

Круглый стол «Русский мир - смысл и ценности» был организован по инициативе фонда «Русский мир» совместно с Институтом философии РАН.

Очевидно, что за понятием  "русский мир" не закреплено общепризнанного значения: одни имеют в виду только русскую нацию, другие - всех жителей нашей страны, третьи - всех, кто имеет хоть какое-то отношение к России.

 
 Вячеслав Никонов
Исполнительный директор фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов, открывая встречу, отметил, что русский мир - это «своеобразная цивилизация, которая шире этносов и территорий», а «принадлежность к нему - прежде всего самоощущение». В начале ХХ века, по мнению Никонова, русский мир практически равнялся Российской Империи и был феноменом поистине впечатляющим: в этом государстве проживало 170 миллионов человек, т.е. каждый седьмой землянин (население планеты тогда едва перевалило за миллиард). За минувшее столетие ареал русского мира колоссально сузился: в Российской Федерации сейчас проживает каждый 50-й житель Земли. Если еще в конце 80-х годов на русском языке говорило около 350 миллионов человек, то сейчас по самым смелым подсчетам - 310 миллионов. «Это вызов для нашей цивилизации, - считает директор фонда. - Поэтому необходима постановка вопроса о ценностной системе русского мира, которая могла бы объединить русский мир». Какая-либо конфессия, в том числе, Православие, очевидно, не может стать объединяющим ценностным полем; Никонов предлагает попробовать ориентироваться на кодекс дворянства, русской общины и т.д - этот вопрос еще предстоит обсудить.

Директор Института Философии, академик РАН Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов согласен, что «Россия никогда не

 
 Абдусалам  Гусейнов
умещалась в свои государственные границы». В понятие «русскости» он вкладывает прежде всего  «ментальность и исторические амбиции». Разговоры о «русском мире» и «русской цивилизации» он также считает вызовом: сможет ли Россия «удержать в орбите своего культурного и ценностного влияния страны ближнего зарубежья»?

Академик Валерий Александрович Тишков, Директор Института этнологии и антропологии РАН в отличие от своих коллег, полагает, что «русский мир» - это не только реальность, но и идея, метафора, миф. Он напомнил собравшимся о том, что еще в начале 1990-х гг. Г.П. Щедровицкий и С.А. Никольский говорили о необходимости формирования «русского мира», который бы мог стать мостом между новой Россией и западной цивилизацией с одной стороны и ближним зарубежьем с другой. Теперь же в словосочетание «русский мир» вкладывают другие смыслы. «Не каждая страна, создавшая диаспору, создает свой мир»,- отметил Тишков. Понятие «русский мир» он связывает прежде всего с воспроизводством определенной культуры: «Если в мире для того, чтобы чувствовать себя культурным человеком, необходимо знать, кто такие Чайковский, Чехов, Достоевский, Кандинский, то мы создали некоторый культурный арсенал, который входит в мировую культуру». Вопрос о том, сокращается ли русский мир необратимо или его можно поддерживать и даже расширять для Тишкова открытый.

 
 Валерий Тишков
Тишков предлагает различать два понятия: «старый» «русский мир» (мир эмиграции) и «новый» «русский мир» (диаспора «отлива», когда границы сами уходят от людей). В «новом» русском мире Тишков наблюдает различные тенденции. Например, если  русские в балтийских странах не склонны отказываться от русской идентичности («мне кажется, что русский не может ассимилироваться в латыша»), то в Украине, напротив, русские все чаще выбирают идентичность украинскую. Сегодня выбор, например, языковой идентичости в наибольшей степени обусловлен выгодностью и перспективностью: в украинском обществе преимущества у тех, кто позиционирует себя украинцами; в балтийских странах полезно владеть русским языком, так как это отрывает простор для взаимодействия с Россией, например, в бизнесе.

Академик Тишков перечислил несколько «форпостов», опорных явлений, на которых строится «русский мир»: основные - язык, Православие, культура; факультативные - география (по мнению ученого, настала пора активнее развивать этот аспект с тем, чтобы он начал представлять ценность и интерес для всего мира, например, с помощью туризма) и ресурсы (природные и человеческие).

 
 Алексей Кара-Мурза

Для философа, политолога и историка Алексея Кара-Мурзы «Русский мир» - это прежде всего то, что создает «мир внутри самих русских, возможность компромисса и внутринационального диалога».

 
 Максим Шевченко
Созидательные возможности идеи «русского мира» - приоритет и для известного тележурналиста Максима Шевченко: «важнее не попытка собирания осколков прошлого, а разговор о том, как концепция русского мира может помочь в строительстве будущего», тем более, что «Россия всегда была не этническим, а политическим проектом». Также журналист призвал учитывать как одну из форм присутствия русского мира могилы русских солдат, рассеянные по миру - во многих странах они
 
 Владислв Лекторский
являются мощными хранителями исторической памяти о России.

Обеспокоенность состоянием культуры, которую он считает главной составляющей русского мира выразил главный редактор журнала «Вопросы философии» академик Владислав Лекторский: «Представьте, что Россия экономически процветает, но утратила культуру. Это будет уже не Россия! Сейчас есть угроза будущему русского мира и вне, и внутри страны».

 
 Алексей Козырев

На проблему памяти и памятников обратил внимание собравшихся и доцент кафедры истории русской философии МГУ Алексей Козырев. ««Русский мир» - это миф, с которым нужно работать, чтобы вернуть российской культуре высокий статус в Европе», - заключил философ.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале