Часослов: богословие ежедневной молитвы

«Церковь осознает наше земное время как священное время спасения. Это относится не только к церковному году с его кругом праздников, но и к каждым суткам с их вечерней, повечерием, полунощницей, утреней и часами. Освящение времени - это ключевая цель Часослова как книги» - сказал священник Михаил Желтов на круглом столе, который прошел в рамках международной конференции «Часослов и службы суточного круга: история и современная практика», организованной Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия.

15 апреля в Даниловом монастыре в Москве прошла международной конференции «Часослов и службы суточного круга: история и современная практика», организованная


Протоиерей Георгий Крылов и священник Максим Колесник

Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия по благословению ее ректора, митрополита Волоколамского Илариона. Конференция прошла в две сессии. Во время научной сессии конференции свои доклады представили: профессор Богословского факультета Университета Осло Симеон Фрейсхов; старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Андрей Виноградов; санкт-петербургский исследователь Евгений Слива; профессор римского университета святого Ансельма Стефано Паренти; заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры, доцент Московской Духовной академии священник Михаил Желтов; настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгино протоиерей Георгий Крылов; заведующий редакцией богослужения и литургики ЦНЦ «Православная энциклопедия» Александр Ткаченко.

Вторая сессия конференции, посвященная церковно-практическим вопросам, прошла в форме круглого стола. Помимо выступавших с научными докладами, в нем приняли участие насельник Данилова монастыря игумен Петр (Мещеринов), настоятель храма святой Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин, преподаватель ПСТГУ Алексей Черкасов и другие.

Вечерня, утреня, часы

Игумен Петр (Мещеринов) заметил, что современная практика совершения вечерни и утрени может быть приведена в большее соответствие содержанию литургических текстов путем совсем небольших изменений - например, опущения слова «утром» в просительной ектении утрени или замене совершенной формы глаголов несовершенной в священнических молитвах этой же службы.


Профессор Богословского факультета Университета Осло Симеон Фрейсхов
и священник Михаил Желтов

Смущение оттого, что вечерние молитвы совершаются утром и наоборот, по мнению протоиерея Максима, обычно бывает недолгим. «Проблема в другом: для значительной части нашей паствы вечерня и утреня остаются непонимаемыми». Литургию тот, кто хочет, понимает (а кто не хочет, того и заставлять не стоит), благо ее текст многократно издавался специально для новоначальных - с переводом и комментариями. Но с всенощным бдением сложностей больше даже для тех, кто хочет в нем разобраться и все в этой службе понимать. И дело тут даже не в структуре всенощной и не в утомлении от ее продолжительности.

Чтобы сделать богослужение понятным, есть несколько путей. Один путь - издание соответствующих сборников с песнопениями, подобных уже изданным издательством ПСТГУ и другими. «У нас на двунадесятые праздники полхрама с книжками стоит и следит за текстом», - поделился наблюдением прот. Максим Козлов.

Второй, и важнейший, путь - петь понятно и читать отчетливо. Как подчеркнул протоиерей Максим, сказано об этом уже очень много, но, видимо, процесс улучшения качества исполнения богослужебных текстов нужно каким-то образом контролировать. Священноначалие могло бы поощрять тех клириков, у кого в храмах читают и поют хорошо - и наоборот.

Также настоятель университетского храма заметил, что нужно как-то соотнести богослужебный круг и личное молитвенное правило христианина. «Нужно ли мне читать три канона и вечернее правило перед Причастием, если я был на всенощной? А если я причащаюсь два дня подряд?» - такие вопросы часто задают прихожане. По мнению прот. Максима Козлова, общественное богослужение не должно полностью заменять личное келейное правило. Но можно выработать некий компромисс, чтобы при многочасовых службах сокращение личного правила было регулярным и происходило без укоров совести, не по индивидуальному благословению священника.

При любой корректировке устава прот. Максим Козлов призвал следовать одному правилу: «Не колебать того, что твердо стоит».

Правило для каждого

Ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин отметил парадоксальность ситуации, когда личный суточный круг православного мирянина - это отнюдь не Часослов, но вечерние и утренние молитвы из Молитвослова, тогда как всенощная и литургия составляют не суточный, а фактически «недельный» круг.

Игумен Петр Мещеринов
 Игумен Петр (Мещеринов)

Ссылаясь на архимандрита Софрония (Сахарова), Сергей Чапнин отметил, что не только для монахов, но и для мирян богословские идеи из утреннего правила не соответствуют «христианским задачам дня»: «Мы изменились психологически по сравнению с авторами этих молитв».

Первое что нужно, по мнению Сергея Чапнина, - осмысление того молитвенного ритма, в котором Церковь советует жить современному человеку. Возникли такие временные промежутки, которые можно использовать для молитвы: например, сорок минут поездки на метро или час на электричке. «Нужно не подстраиваться под структуру времени современного человека полностью, но учитывать ее», - считает он.

Священник Михаил Желтов обратил внимание на то, что круг суточных служб, содержащихся в Часослове и регламентируемых богослужебным уставом, сложился в условиях совершенно иного, по сравнению с современным, укладом жизни. В мегаполисе XXI века вряд ли можно ежедневно начинать утреню по уставу, то есть в 3-4 часа ночи. Поэтому проблемы осмысления современного уклада жизни с точки зрения церковной молитвы и освящения ритма жизни современного человека - весьма серьезны. Кроме того, священник Михаил заметил, что с точки зрения содержания современные вечернее и утренее правила из Молитвослова поражают почти полным отсутствием библейского элемента (только Пс 50 в утреннем правиле), тогда как Часослов состоит в основном из псалмов.

Протоиерей Максим Козлов поставил вопрос об авторитетности самого текста утреннего и вечернего правила, о мере его обязательности для мирян. «Идеальная семья мирян эпохи Домостроя не знает вечернего и утреннего правила, она читает службы Часослова», - напомнил настоятель университетского храма. Молитвы утреннего и вечернего правила не состыкованы ни с Часословом, ни с приходским богослужением. Они не предполагают изменяемого элемента, словно их составители думали, что у человека нет психологии, у него не возникает привычки и т.п. Сухость при молитве возникает у многих, кто по 15 лет каждый день читает одни и те же страницы.

По мнению отца Максима, нужно искать варианты: можно прочитать повечерие с каноном вместо вечерних молитв; можно составить отдельное келейное правило для двунадесятых праздников, для воскресных и будничных дней. В дни больших праздников место покаянного канона перед Причащением вполне может заменить праздничный. Также и причастившись, человек вместо покаянного по тематике вечернего правила хотел бы обратиться к Богу словами благодарения по преимуществу. «Хорошо бы - подытожил прот. Максим Козлов, - чтобы миряне не сами размышляли, какой тропарь вставить в честь праздника в свое правило, а чтобы Церковь предложила им общие непогрешительные варианты».

Участники круглого стола единодушно согласились с тем, что молитва должна быть не скучной и чужой, напечатанной или написанной, она должна быть личной. Сергей Чапнин предложил побуждать людей выучивать правило наизусть: не вполне правильно, что навык молитвенного настроения связывается с книжкой перед глазами. Тогда личная молитва будет естественно изливаться традиционными словами. Преподаватель ПСТГУ Алексей Черкасов отметил необходимость популяризации Часослова - например, с помощью занятий в воскресных школах. Когда ты представляешь себе ход богослужения, оно становится интереснее, а участие в нем - осознаннее.

* * *

На конференции скорее ставились вопросы, чем давались ответы. Для того, чтобы появились общепризнанные варианты решения существующих проблем, нужны еще многие обсуждения, а в итоге - решения священноначалия.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале