Хоровой фестиваль "Кирилл и Мефодий"
списке хоровых конкурсов название "Кирилл и Мефодий" появилось в прошлом году, но уже сейчас, судя по количеству заявок, вызывает в музыкальных
кругах немалый интерес. Любопытно, что в России подобных мероприятий достаточно, - казалось бы, зачем создан ещё один новый конкурс?
Не совсем обычны требования к программе выступления: в ней обязательно должна быть народная песня (фольклор славянских народов), духовное сочинение и, в честь 65-летия Победы, песня на военный сюжет. В сравнении с прошлым годом, репертуар хоров на "Кирилле и Мефодии-2010" был очень разнообразным: от музыки западного Ренессанса до сочинений современных авторов. Эта демократичность - несомненный плюс конкурса и вообще особенность университетского храма, в котором не боятся новых начинаний, - лишь бы цель была доброй.
Подобрать репертуар - сложная задача: программа должна быть не просто интересной, разнообразной и доступной детям, - ещё нужно произвести хорошее впечатление. Для конкурса это немаловажно. Впрочем, как и везде, опасны крайности. Собрать в одной программе барокко, авторскую песню и классику XX века - смелое решение, но, на примере гимназии "Люблино", понимаешь, что и в погоне за разнообразием должна быть мера. Впрочем, пестрая программа и ряд технически проблем, возникших при соединении
детских голосов с мужскими, не помешали оценить большой потенциал коллектива.
Очень теплое впечатление оставил хор "Фонарики" - наверное, единственный, в котором дети не стеснялись улыбаться на сцене. Ненавязчивая манера дирижирования Ю.Кривякиной только подчеркивала эту общительность. Минусом выступления стала программа: в отличие от гимназии "Люблино", несколько одноплановая, хотя в отдельности каждое сочинение звучало достойно. Особо отметим "Письмо убитого солдата": написанная руководителем хора песня, пусть небезупречная в музыкальном
отношении, позволила коллективу раскрыть перед слушателями свои лучшие качества.
В исполнении младшего хора Школы духовного пения лучше других звучала песня "Белая берёза", автор которой - тоже дирижер - С.Игнатьева. Дети ожили, стало лучше качество звука - приятный сюрприз под конец не слишком удачного выступления. Другой коллектив ШДП - средний хор "Яблочный спас" - таких сюрпризов, увы, не преподнёс. Может, певцы растерялись, или не хватило времени на подготовку: техническая сторона оставляла желать лучшего - и полный провал в исполнительском отношении. Даже темпераментное дирижирование В.Волковой не заставило детей петь эмоционально, самые яркие сочинения звучали скучно. Третий, юношеский хор, представленный Школой, показался лучше двух других. За год уровень хора заметно вырос, и если с мужскими партиями ещё нужно много работать, то женские просто порадовали. Было видно добросовестное отношение к делу, хотя и не хватало музыкальности.
Общий недостаток всех трех коллективов - отсутствие связности звука и фразировки. Добиться этого непросто, но на примере других хоров (вокальный ансамбль"Кораблик") убеждаешься, что певучий звук и музыкальное отношение к фразе - посильные задачи даже для начинающих. Если, приходя в храм, приходится мириться с сухим говорком, которым нас потчует будничный хор, то петь в том же стиле на концерте всё-таки не стоит, даже если очень хочется.
Духовная музыка была представлена на конкурсе необычно широко: от антифонов литургии буквально "на двух нотах" (кстати, сомнительное репертуарное решение) и древних распевов - до сочинений синодальной школы и современных композиторов. Однако при всем разнообразии стилей, перед дирижерами стояла одна и та же задача: найти ту меру яркости, которой требует концертное исполнение, не исказив при этом стиля, -музыка для храма, даже исполненная на концерте, не должна терять своеголица.
Лучше других найти этот баланс удалось хору "Сиреневый сад" и хору колледжа "Маросейка". "Великое славословие" Ипполитова-Иванова под руководством А.Колобанова прозвучало очень ярко, отлично выстроена форма, продумана динамика, - только вокально-техническая сторона подкачала. А руководитель "Сиреневого сада" - представила известные хоры П.Чеснокова "Трисвятое" и "Приидите ублажим Иосифа", и
даже мелкие погрешности в ансамбле не отвлекали от музыки.
Порадовало выступление гостей из Калуги: хор ДШИ 1 под руководством О.Полежаевой
запомнился своим внимательным отношением к исполнительской стороне, разнообразным звуком и богатством штрихов, но особенно - редким уровнем взаимопонимания между дирижером и хором.
> >
Русская духовная музыка звучит без сопровождения, и потому для большинства детских хоров это один из самых сложных жанров. Иногда удается решить проблему, удачно подобрав репертуар: хор мальчиков подворья Троице-Сергиевой лавры все сочинения исполнил с фортепиано, и пусть регламент этого не предполагает, зато слушать приятно. В то время как иной растянутый до невозможности знаменный тропарь ничего, кроме
жалости к детям, в слушателях не пробуждает. Конечно, многое зависит от дирижера, и даже сочинения старинных напевов могут звучать интересно:юные участники ансамбля "Экспромт", несмотря на возраст, это показали. Уверенно справляясь с двух- и трехголосием, они свободно, чисто и музыкально пели как с сопровождением, так и без, в том числе духовную музыку. Слушая их, забываешь о существовании технических проблем -редкое качество для младшего хора, тогда как у взрослых и профессионально подкованных коллективов, вроде хора "Синяя птица", программа с сопровождением звучит отлично, а вот духовная музыка a cappella всё-таки остаётся слабым звеном.
В ряду коллективов, чьи качества приближаются к профессиональным, назовём хор МГПУ и хор Дома учителя "Лириус". В выступлении хора педагогического университета, среди множества прекрасных качеств, нашелся один серьёзный недостаток: отстраненное, несколько деловитое исполнение, которое терпимо в духовной музыке, но не подходит для народных песен и партитур, требующих большой эмоциональности, вроде "Полюшка" Клюева. Что касается юношеского хора "Лириус", то иные юноши в нем уже разменяли четвертый десяток, не говоря о девушках предпенсионного возраста. Прекрасно конечно, что к певческой культуре, стараниями руководителя, приобщается и старшее поколение, только не вполне ясно, зачем привлекать к участию певцов-профессионалов. Кажется, состязаться принято с равными себе. Впрочем, неплохо, что под конец конкурса представилась возможность послушать хорошую музыку в профессиональном исполнении.
Для многих участников выступить в стенах храма св.мц.Татианы - это не просто возможность показать мастерство, исполнить программу в прекрасной акустике и, возможно, завоевать призовое место. Конкурс - это ещё и обмен опытом, идеями, один из многих путей к восстановлению былого уровня культуры, как музыкальной, так и духовной. Это особенно подчеркнул клирик храма о.Владимир Вигилянский, приветствуя участников фестиваля. Поэтому важно, что наряду с совсем молодыми хорами, в конкурсе приняли участие коллективы с большим опытом и традициями. Один из первых в этом ряду - хор ДМШ 106 "Вдохновение" под руководством О.Скворцовой.
Сейчас на смену оживлению, царившему в храме в дни прослушиваний, вновь пришла обычная тишина. Итоги конкурса будут объявлены 24 мая, тогда же состоится концерт лауреатов.