"Вознесшийся от вас на небо, приидет..."
Праздник Вознесения Господня отмечается на 40-й день по Пасхе и всегда приходится на четверг 6-й недели после Пасхи. События, которые Церковь вспоминает в этот день, описаны в Евангелии от Марка (16, 19), Евангелии от Луки (24, 50-51) и в Деяниях Святых Апостолов (1, 9-11). Воскресший Христос в течение 40 дней пребывал на земле и являлся апостолам. На 40-й день Он вывел их из Иерусалима и, простившись с ними на Елеонской горе, вознесся на небо. Когда Апостолы смотрели на возносящегося горе Христа, им явились два мужа в белых одеждах - Ангелы. «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» - так обратились Ангелы к Апостолам.
Митрополит Антоний Сурожский проводит параллель между Воскресением и Вознесением Христовым. «Воплощение Христово уже открывает нам о человеке и обо всем мире нечто дух захватывающее. Человек, оказывается, столь глубок, столь дивен, что он способен соединиться с Божеством, не сгорев в этом пламени, не погибнув от этой встречи... Человек показан нам в этом воплощении во всей своей дивной, непостижимой емкости: он может стать вместилищем Божества, он может стать и быть храмом, местом вселения Святого Духа. Но в Вознесении Господнем нам показано что-то, может быть, еще более дивное. Плоть человеческую, принятую Им любовно от Девы Богородицы, плоть, которую Он отдал истязаниям суда и крестной смерти, - эту плоть Христос не покидает на земле после крестного Своего умирания и свидетельства о Божественной любви: Он воскресает, живой в плоти Своей, воскресает с язвами на руках и на ногах, с раной в боку, воскресает в свидетельство о том, что и тело человеческое призвано не к тлению, призвано не к смерти, а призвано к вечной, неумирающей, ликующей жизни. И в Вознесении Своем наше человеческое тело, наше естество человеческое Он возносит на Небо и вступает, Плотоносец, в глубины Троичной тайны. Святой Иоанн Златоустый говорит, что, если мы хотим понять, сколь велик человек, не надо взирать на великих людей земли, но надо поднять взор к престолу Господню и там узреть облеченного плотью человеческой Сына Божия во славе Отчей».
Два этих события сопоставляет также святитель Филарет Московский. «Никто из живущих в теле не видал воскресения Христова в то тайное мгновение ночи или глубокаго утра, когда оное совершилось. Так было, может быть, по самому свойству сего действия, в котором и видимое Христово тело, преобразуясь в духовное и прославленное, выступало за пределы мира видимаго. Но притом, так устроено было, вероятно, и потому, что еще не созрела вера для сего высокаго созерцания: ибо явление небесное и Божественное для приготовленнаго к нему верою, чистотою, боголюбием, смирением есть свет просвещающий и животворящий, а для неприготовленнаго и неочищеннаго есть молния поражающая. Так устроено было, вероятно, и для того, чтобы дать место возвышенному подвигу веры и высшему за него воздаянию, по суду Христову: блажени не видевшии и веровавше (Ин. XX, 29). Напротив того, вознесение Господне многие собственными очами видели, когда оно совершалось. Так было, конечно, потому, что теперь уже созрела вера многих для сего Божественнаго созерцания. Так было конечно и для того, чтобы и немощным в вере, каким в день воскресения Христова виден был Фома, дать подкрепление очевидным удостоверением. Святый Евангелист Лука свидетельствует, что Господа воскресшаго, - кажется, и возносящагося, - видели не одни одиннадцать Апостолов, но и другие, иже бяху с ними (Лк. XXIV, 33, 50)».
Митрополит Антоний обращает внимание на то, что, говоря о Вознесении, не следует воспринимать это событие ограниченно, связывая его только с бытием человечества. «...Когда Христос возносится на небо, Он не только наше человечество, Он все видимое, всю видимую тварь вносит в глубины Божественной тайны, в недра Троичной, дивной Божественной действительности». Поэтому митрополит призывает нас бережно относиться к этому миру, так вознесенному Господом: «Этот мир уже неотделим от Него. Этот мир должен стать, как он всегда был, нашей человеческой ответственностью и нашей человеческой заботой... и возлюбим этот мир, станем его строителями со всеми людьми доброй воли, во славу Божию, в радость земли, чтобы все выросло в меру, о которой говорит апостол, обещая нам, что придет время, когда Бог будет все во всем, когда все засияет, пронизанное присутствием Божественной благодати, в единении с Богом».
Вознесение было необходимо для спасения рода человеческого. После того, как Адам совершил первородный грех, люди отпали от Бога, в них поселились грех, породивший болезни, и смерть. Надо было искупить этот грех и открыть людям путь к Богу, на небо. Это и произошло на Вознесение.
«Ныне примирение у Бога с родом человеческим, ныне долговременная вражда прекратилась и продолжительная война окончилась, ныне наступил некоторый дивный мир, никогда не ожидавшийся прежде», - говорит Иоанн Златоуст. «Видишь ли, какое расстояние от ада до земли, также от земли до неба, потом от неба до неба горнего, а от этого до ангелов, до архангелов, до вышних сил, до самого престола царского? Выше всего этого расстояния и этой высоты Он вознес наше естество. Смотри, как низко (человек) находился и как высоко вознесен; невозможно было ни сойти ниже того, куда нисшел человек, ни вознестись выше того, куда вознес его Христос» - так описывает Златоуст события Вознесения.
Не случайно Апостолам явились два Ангела. Они объявили, как явится Христос во время второго пришествия, и свидетельствовали Апостолам, что Христос вознесся горе, к самому престолу Бога Отца, ведь это была такая высота, которую Апостолы не могли увидеть, стоя на земле.
«Посему предстали ангелы, возвещая восшествие Его на небо, дабы ученики не подумали, что Христос восшел яко на небо, подобно Илие, но - что Он вознесся на самое небо, - пишет Иоанн Златоуст. - Потому и сказано: вознесыйся от вас на небо, - и это прибавлено не напрасно. Илия взят был яко на небо, потому что он был раб; Иисус же вознесся на небо, потому что Он - Владыка; тот - на колеснице огненной, а этот - на облаке. Когда нужно было призвать раба, послана была колесница; а когда - Сына, то - престол царский, и не просто престол царский, но Отеческий... Посему, так как Отец седит на облаце, то и Сыну Он послал облако».
Вознесшись на небо и воссев одесную Отца, Господь не оставил землю. Его невозможно увидеть, как мы видим людей, как видели Его ученики, пока Он пребывал среди них, но, как говорится в кондаке празднику Вознесения, "никакоже отлучаяся, пребывает неотступный" и обещает верующим в Него и любящим Его: "Аз есмь с вами, и никтоже на вы".
Господь Бог един в трех лицах - Отца, Сына и Святого Духа. Святой праведный Иоаннн Кронштадтский отмечает, что Иисус Христос «вознесся для того еще, чтобы вместо Себя ниспослать на землю, или на Церковь Свою, Духа Святаго... чтобы Он принял явно торжественноравное участие в спасении искупленнаго честною Кровию Христовою рода человеческаго. Если бы Христос остался на земле, то Дух Святой не пришел бы на землю, как Сам Христос возвестил, а это было невозможно по причине равенства Лиц пресвятыя Троицы и равнаго их действия и содействия. Как мир весь создан был ипостасным Словом Бога Отца при содействии Св. Духа, так и искупление и спасение человеческаго рода должно было совершаться при непременном содействии Духа Всесвятаго».
Иисус Христос дал людям Новый Завет и основал на земле Церковь. Как же быть с теми, кто придерживался Ветхого Завета? Разрешение этой проблемы святитель Филарет находит в том, что перед Вознесением Христос выводит Апостолов из Иерусалима: «Христос является среди христоубийственнаго города еще не как Судия, но как Спаситель; Он готов внять покаянию и помиловать: но самоосужденный город не разумевает времене посещения своего (Лк. XIX, 44), и Спаситель проходит по его стогнам, и выходит из его врат только для того, чтобы очевидно исполнить Свое предварительное слово: се оставляется вам дом ваш пуст (Матф. XXIII, 38)». «Нет сомнения, что как всякое действие Божественной мудрости Его, так и сие исполнено глубокаго знаменования. Это значит, что благодать отступает от ветхаго Иерусалима, который обетованнаго ему Христа, во Своя пришедшаго, не принял (Ин. I, 11)».
Вот и разрешение вопроса: Новый завет пришел на место Ветхого, «новый Израиль» (т. е. христиане) - на место прежнего.
Святитель Филарет предупреждает христиан о том, чтобы они не возгордились от этого или не стали менее требовательны к себе. «...Мы знаем, что древний израиль, по вере и благодати избранный, за неверие после веры, за грехи после Закона... неоднократно был исправительно наказан, и наконец, как непринявший исправления, отвержен: кто сказал нам, что новому израилю не может угрожать ничто подобное? Благодатныя же посещения не так редки, как некоторым кажется. Когда вы слышите в церкви чтение Евангелия: тогда не проходит ли Христос спаситель пред вами? не беседует ли с вами? не чудодействует ли пред вами? И если после сего некоторые выходят из церкви так, как бы ничего такого не видали и не слыхали; продолжают жить по своим страстям и чувственным желаниям, как будто Христос, и Его учение, и Его пример принадлежат к иному миру, а не к тому, в котором они живут: то такие люди не походят ли на оных иерусалимлян, мимо которых прошел Христос, непостигнутый их вниманием и верою, и оставил им дом их пуст? И кто знает, долго ли еще Он, по милосердию Своему, восхощет сих невнимательных и непослушных благодати Его детей новаго Иерусалима, собирать, якоже кокош собирает птенцы своя под криле (Матф. XXIII, 37), и удержится ли от суднаго слова: се оставляется вам дом ваш пуст».
Подготовила Ольга Богданова