Но я другому отдана

В октябре прошлого года состоялась мировая премьера работы режиссера Зенке Вортманна «Иоанна - женщина на папском престоле». В России фильм обещали выпустить в конце января, но в результате перенесли на самое неудачное время - сезон разнообразных фестивалей и летних блокбастеров. Так что, встряв между «Кинотавром» и Московским кинофестивалем, «Киллерами» и «Командой А», «Иоанна» мгновенно затерялась.
 

Подобное отношение к продукту, вкупе с придуманным прокатчиками слоганом «Между истиной и ложью», настораживало само по себе. Если же копнуть поглубже, получалось, что фильм не стоил бы и  малейшего упоминания, если бы не горячая тема: возможность подсмотреть как это удалось женщине стать папой римским. Судя по представленному на экране, выходила биография Золушки, с оговорками на эпоху раннего Средневековья и финалом, присущим народным сказкам.

Жили-были муж да жена и было у них два сына. Старший - Мэтью - лицом пригож, умен и послушен. Младший  - как писал Петр Ершов - «вовсе был дурак». Все бы хорошо, да в семье появился лишний рот. А кем еще должен считать отец-священник дочь, как не обузой? Назвал он ее Иоанной (Иоанна Вокалек), одел в рубище, помыкал, куском хлеба попрекал. На беду девочка смышленая получилась: и отцу противостоять не боялась, и грамоте самолично выучилась, а потом отправилась в город, чтобы продолжить образование. Дальше, в течение двух с половиной часов, режиссер с немецкой обстоятельностью и скурпулезностью живописует как Иоанна преодолела искушение любовью. После чего добралась до мужской обители, где поселилась под личиной монаха Англикуса, чтобы познать искусство врачевания. А поскольку уже в IX веке все дороги вели в Рим, именно там и обосновалась девушка, чтобы приносить пользу нуждающимся и обремененным, но случайно стала папой.

Историю эту придумала американская писательница Донна Вулфолк Кросс. «Иоанна» ее первая книга, как утверждает романистка - «плод семилетних исследований и трудов». Судя по всему, именно Кросс ответственна за женский «голос за кадром», благодаря которому фильм приобрел необъяснимо отвратительный налет феминизма в его самом неприятном качестве. Усугубляет феминизм и внедренная в папство Иоанны эротическая линия: дескать, воцарившись на престоле, девушка вдруг променяла веру в Бога, соблюдение обетов, свои установки  и принципы на вульгарный роман. Вышло, что девушка из глухой деревушки сумела вырасти в папу, исповедуя принцип, пусть я другому отдана, да никому не буду верна. Достоверность подобных взглядов  оставим на совести творческой группы фильма.

Ну а экранизировать в наше время можно любые истории. Больше того, за минувший год вышло более 10 картин, каждая из которых была «основана на реальных событиях», что только веселило зрителей. В данном же случае тема подлинности и достоверности столь настойчиво педалируется, что не заметить ее нет никакой возможности. Проблема одна - существование женщины-папы пока не доказано. Конечно, и Донна Вулфолк Кросс и создатели фильма постарались привести массу фактов в пользу того, что Иоанна действительно существовала. Проблема в том, что они столь же легковесны, как и контраргументы. С одной стороны, о пребывании Иоанны на папском троне упоминается в 500 литературных трудах, включая работы таких писателей, как Петрарка, Боккаччо и папский библиотекарь Платина. История Иоанны была включена в Mirabilia Urbis - официальный церковный путеводитель. Ходят слухи, что ее статуя стояла в ряду других Пап в кафедральном соборе Сиены вплоть до 1601 года, когда по приказу папы Климента VIII ее оттуда убрали. С другой - о ком только не писали Петрарка и Боккаччо, а статуя из сиенского собора исчезла бесследно. Донна Кросс определяет время пребывания Иоанны на папском престоле в промежутке между правлением папы Льва IV (упорно именуя его Сергием II) и Бенедикта III. Но, согласно хрониками, едва Лев IV умер в 855 году, его преемник Бенедикт взошел на престол всего 2,5 месяца спустя. Однако, возразят защитники папессы, и будут правы, «Книга пап» печально известна неаккуратностью в указании понтификата и смерти пап. Больше того, некоторые даты там попросту вымышлены.


Но в этих спорах есть и куда более непродуманные аргументы. Пожалуй, хоть какого-то внимания заслуживают «запрещенная улица» и тест на стуле. Согласно хроникам, в Средние века папская процессия на Пасху двигалась самым кратким и прямым путем между Латеранским дворцом (резиденцией римских пап до XIV века) и собором святого Петра по улице Via Sacra. Неожиданно маршрут изменили и удлинили, а улицу переименовали в Сан Джованни: по легенде  именно там Иоанна умерла в родах во время крестного хода.  Не менее примечательна и средневековая традиция использования двух стульев с отверстиями в сиденьях в церемонии инаугурации нового папы (они по сей день хранятся один в Ватикане, другой  в Лувре). Защитники Иоанны утверждают, что отверстия в сиденьях свидетельствуют, будто они использовались для того, чтобы проверить, является ли новый папа мужчиной. Обряд упоминается в нескольких описаниях восхождения на пап трон, но и он вполне может быть мифологемой.

Словом, мадам Кросс мало того, что сама умудрилась придумать достоверные хроники выдуманной героини, пробив экранизацию своего труда, она подарила зрителям байопик неустановленного лица. В итоге же, вышла сказочка с неясной моралью. Если Иоанна любила мужчину, отчего предала его. Если хотела служить Богу и людям, то и их она обманула ради неясных целей.  

Надо сказать, что католики, прочитавшие книгу «Иоанна - женщина на папском престоле», относятся к ней с юмором, но в кино идти не собираются. Вот только о том, что Донна Вулфолк Кросс трудится над новым романом, действие которого разворачивается во Франции XVII века, говорить без содрогания не могут.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале