Миссия Афона остаётся прежней
- Отец Симеон, для русского человека само слово «Афон» - синоним духовного подвига и святости. Как развивается и изменяется жизнь Святой Горы в начале XXI века?
- Она и меняется, и остаётся прежней. С одной стороны, есть то, что описал в своих записках русский паломник XIX века Василий Григорович-Барский. Если вы их прочтёте, то увидите, что ежедневная жизнь монахов ничуть не изменилась. Я это говорю потому, что совсем недавно существующий в Салониках духовный центр, который называется «Святогорский очаг» и как бы является представительством Афона, перевёл на греческий язык и переиздал эти заметки. Поскольку я сам отвечал за издание, я его подробнейшим образом прочитал и могу вас уверить: то, что он описывает, является реальностью нашей жизни, нашего быта и в XXI веке.
Иеромонах Симеон: «То, что мы пользуемся техническими изобретениями, совсем не значит, что они влияют на наши дела» |
Но, разумеется, то, что изменилось - это явления научного, технического прогресса, которые, конечно, мы не можем игнорировать. Когда я приехал в 1975 году на Афон, там нигде не было ни электричества, ни централизованного отопления, ни (что мы сейчас видим) солнечных батарей, которые дают энергию для скитов и монастырей. Но то, что мы пользуемся этими изобретениями, совсем не значит, что они как-то влияют на наши дела, на нашу монашескую миссию, которая была и остаётся той же самой. Как мы раньше использовали какие-то инструменты - лопаты, мотыги - так и сейчас используем те достижения, которые прогресс нам даёт в руки.
Святая Гора Афон - это, конечно, некий пример, который видит и которому хотел бы подражать каждый верующий православный человек. И не будет преувеличением сказать, что после Святой земли Афон является вторым по значению местом паломничества для всех православных людей. Мы - те, кто постоянно живёт на Святой Горе (это примерно 1800 монахов) - конечно, различаемся между собой, потому что у нас разное служение, разное понимание монашества и пути достижения спасения. Каждому Господь даёт свой путь. И поскольку Православие не уничтожает нашей свободы, а наоборот, раскрывает нам смысл истинной свободы, вы тоже можете почувствовать это на Святой Горе Афон.
В одном месте, на одной Святой Горе вы можете найти разные виды монашества: это и общежительное, идиоритмическое монашество, и келлиотское, отшельническое. Почему всё не сведено к какому-то одному чину и порядку? Потому что святые отцы, уважая свободу человека, предложили ему выбор, и человек уже сообразно своему внутреннему устроению выбирает один из начертанных путей. Но, разумеется, мы помним, что при всей этой свободе главная наша цель - это стремление ко спасению, стремление ко Христу. Конечно, каждый находится на своей ступени по пути к этой цели: один её уже достиг, другой только вначале, третий - где-то посередине пути.
Поэтому я призываю тех, кто окажется на Святой Горе, не забывать о том, что не зная внутреннего устроения и стадии достижения монашеского идеала каждым из монахов, люди иногда соблазняются. Им кажется, что монах что-то неправильно делает или неправильно говорит, но они судят о нём со своей, мирской точки зрения. Не зная, что прошёл этот монах, каким будет следующий его шаг, какова степень его смирения и покаяния, человек, который вторгается из мира в эту духовную жизнь, может соблазниться и неправильно истолковать слова или действия кого-то из братии. Это очень трогательно, с какой любовью Господь ведёт каждого за руку ко спасению, учитывая его особенности, его характер, его жизненные обстоятельства: они для каждого индивидуальны.
Афонская делегация во время визита в Москву |
- В России развито почитание таких афонских подвижников ХХ века, как преподобный Силуан, старец Иосиф Исихаст, последние годы - старец Паисий. Как сохраняется память об этих выдающихся афонитах на Святой Горе?
- Конечно, это выдающиеся подвижники Святой Горы, о которых мы прекрасно знаем. Например, мы ставим в один ряд преподобного Силуана Афонского с такими великими подвижниками, как Паисий Величковский - делатель умной молитвы, преподобный Серафим Саровский, отец Иоанн Кронштадтский. С другой стороны, перед нами пример преподобного Иосифа Пещерника, который непосредственно познал Бога и получил дар умной сердечной молитвы. Его ученики совершенно изменили ход афонской истории: они как бы вдохнули новую жизнь в афонские монастыри, возрождая монашеские общины. Есть и отец Паисий (он же буквально наш современник), который помог очень многим людям, и не только личным общением и своими молитвами, но и через назидания, которые люди получали из его писем. Мы имеем этих подвижников как учителей, как недавний пример для нашей монашеской жизни. Господь очень мудро для каждого времени избирает тех людей, которые наиболее уместны и полезны для служения именно в это время, в этих обстоятельствах.
Но из всех людей, о которых может идти речь, вы не упомянули, конечно, старца Порфирия, который общался с людьми очень доходчивыми, совершенно простыми, понятными каждому словами. Например, он говорил, что трудно общаться с человеком, когда ты говоришь ему: «Не делай того, не совершай того, не говори того». Общение надо начинать так: «Сделай-ка это, попробуй начать вот с этого, сделай то-то и то-то». Он не говорил чего-то запретительного, а говорил, что нам надо научиться любить Бога. И он говорил, что если мы на этот путь встанем и попытаемся полюбить Бога, то всё остальное придёт само собой. Это, конечно, немножко отличается от того, чему и как учили древние отцы, но для нашего времени, для современного человека это тот язык и тот способ донесения Божьей истины, который наиболее эффективен.
- Для русского человека Греция - прежде всего, страна, откуда к нам пришло Православие. А каковы ваши впечатления о России?
- В первую очередь, для нас Россия - это православная единоверная страна, как, предположим, Сербия, Румыния, Болгария. Все мы братья во Христе, и мы, православные христиане, всегда должны помнить слова Священного Писания, где говорится, что во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея... ни раба, свободного, но всё и во всём - Христос» (Кол., 3:11). Мы так и должны относиться друг к другу независимо от национальности, потому что во всех нас и для всех нас в первую очередь должен быть Христос.
Меня, конечно, поразила глубина веры русского народа, который переживал трагедию и колоссальные проблемы на протяжении целых семидесяти лет. Несмотря на всё это, народ нашёл в себе силы вернуться на правильный путь, и сегодня мы видим и благочестие, и радость, и любовь. Мы видим, насколько люди обращены к Церкви, насколько люди нашли себя в Церкви; они помогают Церкви, восстанавливая храмы. Мы видим, что через это люди восстанавливают и себя, свой внутренний мир, и то, что мы называем православной христианской культурой.
Нас особенно поразило то, что мы увидели в Сергиевом Посаде в детском доме. Это государственный приют для слепоглухонемых детей, где служит и строит большой храм один иеромонах, который знает язык глухих. Там мы общались с детишками, лишёнными большинства чувств, которые есть в этом мире - слуха, зрения или дара речи. И это общение очень многое нам дало: мы видели, какое большое утешение Церковь даёт таким людям, и надеемся, что социальное и благотворительное служение Церкви будет развиваться. Мы видели, как одни люди ради любви к Богу служат другим людям.
Иеромонах Симеон родился в 1959 году. Пришёл на Афон в возрасте 16-ти лет, поступил в братство кельи святителя Николая неподалеку от Кареи и застал там последних русских старцев. Затем перешёл в братство монастыря Дионисиат, где выполнял многие послушания: профессионально занимался реставрацией, являлся библиотекарем и хранителем ризницы.
Последние годы отец Симеон представляет свой монастырь в Священном Киноте - афонском правительстве, а с мая 2009 г. по июнь 2010 г. был избран его главой - протоэпистатом.
В Россию афонский иеромонах прибыл во главе делегации, которая привезла в Екатерининский собор Царского Села единственный в мире список с чудотворной Богородичной иконы «Продромитисса». Этот самонаписавшийся образ (лики Богоматери и Христа чудесным образом проступили на дереве) появился в городе Яссы, затем был передан в румынский скит Продром на Афоне. По просьбе прихожан возрождавшегося царскосельского храма точную копию иконы выполнил петербургский иконописец и реставратор Валерий Бровкин, хранитель коллекции импрессионистов Эрмитажа. С февраля новонаписанный образ находился на Афоне, а 25 июня, за два дня до освящения Екатерининского собора, был доставлен в Россию. На пути святогорская делегация посетила генеральное консульство РФ в Салониках, где монахи совершили благодарственный молебен перед иконой «Продромитисса», а затем освятили здание консульства.
Благодарим за помощь в подготовке материала Пресс-службу Патриарха Московского и всея Руси, Дом иконы на Спиридоновке и писателя, историка Церкви Максима Клименко
Фотографии предоставлены Пресс-службой Дома иконы на Спиридоновке