Люди в чёрном. Какие одежды и зачем носят монахи
Фото: Pravoslavium.ru |
На самом деле черный цвет подрясника, подпоясанного кожаным поясом, — в образ власяницы и кожаного пояса, какие носил в пустыне проповедник покаяния Иоанн Креститель, — это, по существу, отсутствие цвета, то, что лежит за пределами светового спектра. В отношении к одеянию духовенства и особенно монашества — цвет совершенного покоя как отсутствия движения страсти, отрешения от всего суетного, от внешней жизни ради сосредоточенности на жизни невидимой, внутренней. Здесь, как нигде, внешнее, видимое — символ внутреннего: мира и покоя сердца в постоянном духовном пребывании с Богом. Конечно, это цель усилий любого верующего, но особенно — монашества, как посвятившего свою жизнь без остатка служению Богу. Одеяние соответствует этому состоянию, напоминают о нем, помогает достичь его, ведь ряса и подрясник, являясь образом одежд, которые в земной жизни носил Господь Иисус Христос, означают, что духовенство и монашество подражают Ему. Длинное одеяние является знамением Божией благодати, покрывающей человеческие немощи.
От белого духовенства монахов отличает род верхней одежды, обозначающий особенную отрешенность их от мира, — мантия, или палий: длинная, без рукавов, накидка в пол, с застежкой только на вороте, покрывающая собой подрясник и рясу (а значит, руки и ноги монаха, что символизирует отречение его от своей воли). В первохристианские времена мантию носили все христиане — в знак того, что, обратившись к вере, они отреклись от всех званий и чинов в языческой среде. Длинная накидка из самой простой ткани означала отречение от идольского служения и смирение. Со временем она стала принадлежностью одних монашествующих. Свободного покроя мантия развевается, как ангельские крыла, почему и называется «ангельский образ». Мантии монахов, как и их подрясники и рясы, всегда черного цвета.
Фото: Oreleparhia.ru |
Когда желающего принять на себя монашеский подвиг посвящают в послушники — первую степень монашества, его облачают в рясу и камилавку — головной убор в форме цилиндра, слегка расширенного кверху, без полей, обшитый черной материей. Камилавка сама по себе не исключительно монашеский убор: для белого духовенства фиолетовая (обычно бархатная) камилавка является наградой. Повседневный головной убор монахов и епископов, в котором они могут совершать и некоторые богослужения, — это клόбук. Он состоит из камилавки и кукуля — черного покрывала, ниспадающего с камилавки на плечи и спину. Клобук известен с давних времен: первоначально он представлял собой колпак, отороченный мехом, с пришитым к нему небольшим покрывалом до плеч, который носили на Руси князья и другие знатные люди, мужчины и женщины. Когда клобук стал частью монашеского облачения — неизвестно. Современный его вид греческий. Древнюю, пришедшую с Востока, сферическую, форму сохранил только патриарший клобук. Митрополичьи и патриаршии клобуки белые. Куколь, а по-русски «наметка», в нижней части разделяется на три конца. В Греческой Церкви они, вероятно, образовались в связи с древним монашеским обыкновением завязывать концы покрывала под подбородком в холодную погоду, при ветре, а также в храме на молитве, чтобы при снятии в нужный момент головного убора он, не обременяя рук, оставался висеть на спине. В наше время 3 конца наметки приобрели значение символа Троической благодати, покрывающей помыслы монаха; сам клобук именуется «шлемом надежды спасения» (он действительно похож на древнерусский воинский шлем).
Фото: Pravoslavie.ru |
В повседневном употреблении монахи, как и белое духовенство, могут носить также скуфью — мягкую складывающуюся шапочку, покрывающую голову до бровей, сшитую из 4 лопастей так, что складки надетой скуфьи образуют над головой знаменье креста. Она также черного цвета. Фиолетовая скуфья для белого духовенства — награда, как и камилавка; обе они были введены в таком качестве в церковное употребление указом императора Павла I в 1797 г.
Монашествующие всех степеней носят четки (древнее название — вервица, т. е. веревочка с многими узлами или нанизанными на нее деревянными или костяными бусинами), которые им вручаются в чине пострижения. По четкам считают совершенные молитвы и поклоны, положенные монаху по правилу.
В чине пострижения на монаха надеваются также сандалии; в русской традиции это были сапоги, прочные и строгие, — настоящая обувь дальних странствий и путешествий по опасным дебрям. Сейсас монашествующие, как и духовенство, носят современную обувь.
Итак, одежда монаха соответствует словам ап. Павла: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6, 14-17).
[1] На самом деле слово «инок» — калька греч. monahόs («монах»), образованная от ц.слав. «инъ» — один (греч. monahόs также родственно mόnos). В сознании носителя современного русского языка «инок» часто переосмысливается как родственный прилагательному «иной».
Впервые опубликовано 4 июля 2007 года