Невольник не богомольник - даже под угрозой увольнения

На днях в блогах стало активно обсуждаться решение президента ОАО «Русское Молоко» Василия Бойко-Великого - ввести «православный кодекс» для сотрудников «Русского Молока» и всех компаний, входящих в группу компаний «Вашъ Финансовый Попечитель». Предполагается, что все работники, а это 6,5 тысяч человек, пройдут курс ОПК, невенчанные обвенчаются, а делавшие аборты будут уволены. Что думают священнослужители об этой ситуации?

Требование венчаться не относится к некрещеным сотрудникам, но большая часть коллектива агрохолдинга и других входящих в группу компаний - крещеные люди. Те же, кто устраивается на работу, должны обвенчаться со своими супругами в течение трех месяцев - испытательного срока. В. Бойко-Великий объясняет эти меры необходимостью отвести от России гнев Божий, выразившийся, в частности, в засухе и пожарах. Увольнения не будут нарушением трудового кодекса, считает президент компании. «Мы будем сокращать должности, на которых эти люди работают, а не самих людей, и перераспределять их обязанности между оставшимися сотрудниками», - отметил Бойко-Великий.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ: Вероятнее всего, это горячее желание поделиться недавно обретенной верой.

Безусловно, мы будем исходить из того, что аборт есть грех детоубийства, а блудное сожительство есть несомненный грех против заповеди Божией, и если мы не соглашаемся с решениями Василия Бойко, мы не должны распространить это несогласие до оправдания тяжких грехов.

Не будем забывать, что руководитель предприятия все же не требует, чтобы неправославные крестились и венчались. В шуме это забывается, поскольку большинство его сотрудников крещены, но это важный момент, который многое меняет.

Давайте при этом будем иметь и добрый помысел о господине Бойко: я думаю, он хочет хорошего. Вероятно, сам недавно - год-другой назад - придя к вере и желая этим даром веры поделиться с теми, кто у него работает, а с другой стороны, он реально обеспокоен тем падением нравственного уровня наших соотечественников и в частности его работников, о которых он стремится проявить попечение. Однако эту ревность, с одной стороны, я назвал бы ревностью не по разуму, а с другой стороны - неким отступлением от очень важного Евангельского принципа. Господь желает человеку благого, спасения души, доброго устроения его жизненного пути, но сохраняет за человеком свободу в том, как человек свой путь будет проходить. Господь желает нам хорошего, но не принуждает к этому. И народная мудрость говорит: «Невольник - не богомольник». Нельзя заставить быть хорошим.

С другой стороны, Василий Бойко, наверное, не вполне учитывает исторический путь, уже пройденный нашей Церковью. Напомню, что в XIX столетии в государственных учреждениях и высших учебных заведениях служащие и студенты должны были предоставлять справки о бытии на исповеди для того, чтобы чиновники могли продолжать службу, а студенты - быть допущенными к сессии. Такие справки подавали Саша Ульянов, Володя Ульянов, как мы знаем, не ставшие светочами благочестия в своей последующей жизни.

Так что если искренне верующий предприниматель хочет доброго своим сотрудников, я бы посоветовал ему идти путем не запретительных мер, а путем поддержки хорошего. Пусть это будет материальная поддержка многодетных, путевки на отдых крепким семьям и так далее. А главное - пример своей личной жизни. Ничто так не помогает сотрудникам, как образ искренне благочестивого начальника, который не только их призывает соблюдать правила, но и сам подает такой пример.

Сотрудникам «Русского молока» я посоветовал бы найти опытного деликатного, знающего священника, который был бы авторитетом и для господина Бойко, собраться и по-человечески поговорить. И я уверен, что без всяких судов и без лишнего шума в СМИ они договориться смогут. А самого Василия Бойко я призвал бы подумать о том, какой урон образу Православной Церкви он наносит в глазах наших пока не воцерковленных соотечественников, создавая некие параллели с нехристианскими религиозными системами, которые предполагают насилие и администрирование как норму бытия людей. Православие же, повторю, предполагает свободу человека как образа и подобия Божия.

Regions.Ru также попросили священнослужителей прокомментировать этот документ.

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, не видит в решении господина Бойко-Великого ничего дурного.

«Президента компании «Русское молоко» я давно знаю и с большой симпатией отношусь к его деятельности. Мне представляется совершенно естественным, что православный предприниматель старается в своей деятельности опираться на ценности христианской культуры и старается привлечь к ним своих сотрудников. В наше время это одна из самых актуальных задач в нашей стране. Я считаю также, что любой здравомыслящий человек должен поддержать борьбу против детоубийства», - сказал он.

«Так что все эти начинания я полностью поддерживаю и хочу пожелать Божией помощи в этих добрых делах», - добавил отец Александр.

Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, с некоторой иронией назвал шаг руководства компании «Русское молоко» «смелым решением».

«Конечно, увольнять работников за то, что они, может быть, недостаточно православные или не хотят таковыми быть, нельзя. Я категорически против этого. Это, кстати, противоречит и нашему светскому законодательству», - сказал он.

«Но я считаю, что предприниматель имеет право принимать людей на работу, исходя из своих религиозных убеждений. Это уже другое дело. А работу по духовному просвещению и исправлению нравов в христианском духе на наших предприятиях я считаю очень важной и нужной. В этом я предпринимателя, безусловно, поддерживаю», - добавил отец Димитрий.

Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина игумен Лука Степанов видит в решении президента компании «излишнюю решимость».

«В этом документе видится некая крайность, излишнее стремление установить формальное благочестие в рамках своего предприятия. Нельзя не посочувствовать желанию руководства нести православную культуру и достоинство в состав своих сотрудников. Но, конечно, подобные методы не слишком взвешены, т.к. за веру отвечает воля человека, и против воли нельзя сделать человека благочестивым - даже узаконив ради сохранения рабочего места семейные отношения», - заметил он.

«Другое дело, что там, где не нарушается законодательство, руководитель имеет право вести свою кадровую политику. Но зачастую самим руководителям не хватает теологической образованности или пастырского участия, которое помогло бы им найти какие-то более мягкие формы приобщения своих сотрудников к православию», - считает о. Лука.

«Я знаю крупные организации, руководители которых - искренне верующие и церковные люди, которые осторожно, как реставратор с кисточкой, трудятся над привитием благочестия своим подопечным. Данный же шаг может вызвать только насмешки и недовольство общества, не готового к «поголовному» благочестию. Тем более не будет здесь слов благодарности в адрес руководителей за попытку изгнать невежество и духовное бескультурье таким решительным образом», - закончил игумен Лука.

Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края и известный поэт, не исключает возможности судебных разбирательств по этому вопросу.

«У нас ведь есть и юридически грамотные люди, которые знают свои права. За такое могут и подать в суд, поскольку Россия пока что светское государство», - объяснил он.

«Этот факт подтверждает мои - да и не только мои - давние мысли, что все зависит не столько от закона, сколько от самих людей. Если, скажем, начальник предприятия таков, то он может сделать то-то и то-то. Почему потерпела неудачу попытка введения в школе «Основ православной культуры»? Потому что здесь учителя не захотели, там директор не захотел. Очень важен человеческий фактор. То же самое и здесь», - предположил о. Сергий.

«Будет ли сопротивляться общество подобному решению или нет, неизвестно. Но нужно понимать, что любое насилие ничего общего с христианством не имеет. Невольник - не богомольник», - напомнил он.

Иеродиакон Иоанн Корниенко, известный православный общественник и миссионер, не согласен с позицией президента «Русского Молока».

«Лично я не могу поддержать такое мировоззрение, при котором вера или религиозность человека подвергаются унификации. Вера - это во многом интимная часть человеческой жизни, и никто не должен давить на совесть людей», - сказал он.

О. Иоанн напомнил, что «мы живем в государстве, в котором существуют демократические нормы, каждая частная компания вправе устанавливать некие правила своего существования - как экономические, так и в некоторой степени моральные».

«Так что здесь нельзя с ходу набрасываться на руководство организации. Лично я не могу согласиться со столь фундаменталистскими тенденциями в политике руководства «Русского Молока», однако мне кажется, что служащие этой организации знали, куда шли работать».

«Но давайте все же помнить слова апостола Павла: «Один для Господа дни различает, а другой не различает. Один вкушает мясо и благодарит Бога, другой постится и этим служит Богу». И пусть эти люди субъективно смотрят на вопрос покаяния, но мы должны дать им право искать здесь собственный путь, если это не будет касаться на личную духовную свободу людей вне их организации», - подытожил он.

Заведующий отделом Украины Института стран СНГ, глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов напомнил в связи с обращением Бойко-Великого слова Святейшего Патриарха.

«Надо реально смотреть на окружающий наш мир. Патриарх поставил Церкви задачу: сделать 80% номинально православных граждан России, православных по идентичности реально воцерковленными людьми. Кто-то считает, что нормально, когда воцерковленных меньшинство, а остальные православные только номинально - но это не нормально! Патриарх Кирилл - мудрый и здравомыслящий человек, и если он говорит, что возможно сделать 80% православных «практикующими» - значит, возможно. Поэтому нужно действовать так, чтобы эту проблему решить, а все мешающее ее реализации отметать», - отметил он.

«Давайте рассудим ситуацию на этом предприятии с точки зрения решения задач реального воцерковления православных по идентичности. Поможет? Я считаю, что скорее нет. Ведь в том, что люди не идут в храм, виноваты мы, православные. Когда мы действуем так, как этот президент, мы только отталкиваем людей от Церкви. Надо открывать людям православие, влюблять их в него! Ведь сколько можно организовать для сотрудников встреч с богословами, паломнических поездок! Вот тогда люди сами захотят жить церковной жизнью», - уверен Кирилл Фролов.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале