Евхаристические молитвы литургии святителя Иоанна Златоуста. Часть 4
После освящения Даров и прошения, «дабы послужили они причащающимся к трезвению души, к прощению грехов, к приобщению Святому Твоему Духу, к полноте Царства Небесного, к дерзновению пред Тобою, не в суд или во осуждение» священник молится: «Ещё приносим Тебе это словесное служение за в вере почивших: праотцев, отцов, патриархов, пророков, апостолов, проповедников, евангелистов, мучеников, исповедников, воздержников и о всяком духе праведном, в вере скончавшемся...» и взяв кадило, возглашает: «...особенно же о пресвятой, пречистой, преблагословенной славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». После этих слов священник кадит пред святым престолом трижды, а хор поет «Достойно есть...» (или, в двунадесятые праздники, задостойник - припев и ирмос девятой песни канона на утрене).
Заметим, что в приведенной выше молитве не делается различения между канонизированными святыми и «просто» христианами (или ветхозаветными праведниками): Церковь приносит словесное служение за всех своих членов, в вере скончавшихся.
После поминовения Богородицы священник продолжает: «(Ещё приносим Тебе это словесное служение) о святом Иоанне, пророке, Предтече и Крестителе, святых славных и всехвальных апостолах, о святых, чью память мы и совершаем, и о всех святых Твоих, по молитвам которых посети нас, Боже. И вспомни всех, усопших в надежде воскресения и жизни вечной. И упокой их, Боже наш, там, где все озаряет Свет лица Твоего».
Далее следует ходатайство о ныне живущих - епископате, священнослужителях, мирянах, о светских властях: «Ещё молим Тебя: вспомни, Господи, всякое епископство православных, правильно преподающее слово Твоей истины, всякое пресвитерство, во Христе диаконство и весь иной священный чин. Ещё приносим Тебе это словесное служение за вселенную, за святую соборную и апостольскую Церковь, за пребывающих в чистоте и благочестивой жизни, за богохранимую страну нашу, власти и воинство ее. Дай им, Господи, мирное правление, дабы и мы в тишине их проводили спокойную и безмятежную жизнь во всяком благочестии и чистоте». В литургии святителя Василия Великого соответствующая молитва значительно пространнее.
Всё это священник читает «тайно», пока хор поет «Достойно есть...», после чего возглашает во всеуслышание: «И среди первых вспомни, Господи, Великого Господина и отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, которого даруй святой Твоей церкви в мире, невредимым, почитаемым, здравым, долгоденствующим и правильно преподающим слово Твоей истины». (За пределами Москвы после имени Патриарха возносится имя епархиального архиерея.) На предшествующее тайное поминование священником епископата и светских властей и на возношение имени предстоятеля поместной церкви народ устами хора откликается: «И всех мужей, и всех жен» (по-церковнославянски: «И всех, и вся»).
Священник продолжает молиться о том городе, где живут члены общины и где совершается сейчас евхаристия, о различных нуждах христиан: «Вспомни, Господи, и город наш, в котором живем [или: селение наше, в котором живем; или: обитель сию, в которой живем], и всякий город и страну, и верою живущих в них. Вспомни, Господи, о плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, пленённых и о спасении их. Вспомни, Господи, приносящих пожертвования и творящих доброе во святых Твоих церквах и помнящих о бедных, и на всех нас милости Твои ниспошли». Вслед за этим священник может поименно (но про себя) помянуть кого захочет.
Далее предстоятель возглашает: «И дай нам едиными устами и единым сердцем славить и воспевать всесвященное и величественное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков», на что хор отвечает «Аминь». Священник, стоя перед престолом, поворачивается к закрытым царским вратам и благословляет народ, находящий по ту сторону врат, со словами: «И да будут милости великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа со всеми вами». Хор отвечает: «И со духом твоим». После этого диакон (или, вместо него, священник) возглашает ектенью: «Всех святых помянув, снова и снова в мире Господу помолимся».
На этом мы заканчиваем знакомство с евхаристическими молитвами литургии святителя Иоанна Златоуста, хотя на самом деле сделан лишь первый шаг - мы вместе прочли те молитвы, которые священник читает один и молча, отделенный от народа алтарной преградой и закрытыми царскими вратами. Что же касается богословского содержание евхаристии, - об написано немало (здесь достаточно назвать хотя бы имя протопресвитера Александра Шмемана), и книги эти, слава Богу, в наши дни доступны всем. Из новейших публикаций следует отметить «Толковый путеводитель по божественной литургии» архиепископа Ионафана (Елецких).
В наших публикациях мы пользовались переводами иеромонаха Амвросия (Тимрота). Желающие могут познакомиться и с его переводами других богослужебных текстов. Однако всегда полезно обращаться к оригиналу. Для литургии Иоанна Златоуста это греческий текст, который можно увидеть здесь.