Спиридоновка: от митрополичьей резиденции до литературного центра
Дом дипломатических приемов на Спиридоновке |
В Москве нет храма, посвященного святителю Спиридону Тримифунтскому, хотя он издавна был одним из самых почитаемых. Одна-единственная Спиридоновская церковь в Москве была построена в 30-годах XVI века, по ней получила название улица Спиридоновка.
«Посвящению святителю Спиридону было добровольно редким, и храм святителя Спиридона на самом деле был освящен в честь Рождества Богородицы. Спиридону посвятили только один придел. Он стал так популярен, что сам храм получил народное название Спиридоновского и иначе как церковью Спиридона на Козьем болоте его не называли. Были приделы святителя Спиридона в других храмах, но они не пользовались такой популярностью», - рассказывает старший научный сотрудник Государственного музея архитектуры Юлия Ратомская.
Совместно с историком и москвоведом Леонидом Вайнтраубом Юлия Ратомская подготовила в 2006-м году двухтомник об истории улицы - «Улица, называемая Спиридоновкой» и «Спиридоновка в лицах». Это результат работы с архивными материалами практически по каждому домовладению. Ученые смогли воссоздать историю улицы с того времени, когда этот московский уголок был далеким загородом, а на месте Спиридоновки была дорога, которая вела не к красивому скверу на Патриарших, а к топкой местности под названием Козье болото.
В начале XVII века патриарх Гермоген решил построить здесь резиденцию. На болотах устроили три пруда, которые получили название Патриарших (С отменой патриаршества при Петре I пруды забросили, местность снова заболотилось. В середине XIX века пруды засыпали и оставили только один, разбив вокруг сквер, который до сих пор остается популярным местом прогулок).
«Возникла слобода, в которой жили те, кто обслуживал Патриаршую резиденцию. Тогда все молились, ходили в храм, и для жителей построили деревянную церковь. С одной стороны, это был как бы «домовой» храм резиденции, с другой, - обычная приходская церковь», - рассказывает Юлия Ратомская.
В Смутное время во время польско-литовской интервенции церковь сильно пострадала, и при первом царе из рода Романовых Михаиле Федоровиче было решено построить на ее месте новый каменный храм Рождества Богородицы с приделом святителя Спиридона, который стал главным местом почитания святого в Москве. Заказ исходил от самого царя или от патриарха Филарета.
«Это одна из немногих построек периода ранних Романовых. Архитектура после Смутного времени восстанавливалась с трудом, и это одно из немногих зданий, которое просуществовало до XX века. Храм был практически лишен декора («русское узорочье» с затейливыми формами и обилием украшений возникло уже при втором царе - Романове, Алексее Михайловиче), венчала его одна-единственная небольшая глава. Внутри церковь была покрыта росписями, как принято в древних храмах, а алтарь закрывал резной золоченый иконостас с иконами, которые были еще в местной деревянной церкви», - рассказывает Ратомская.
До наших дней алтарь не сохранился, но авторам книг о Спиридоновке удалось найти несколько снимков храмового интерьера, в том числе и изящного высокого алтаря.
В 1812 году храм, как и многие московские здания, сильно пострадал, но в целом сохранился. Тогда перестроили трапезную часть и добавили высокую колокольню, которая стала «доминантой» местной застройки.
Памятник Блоку во дворе дома по адресу Спиридоновка, 8 |
К началу XIX века изменилась и сама Спиридоновка. Москва расширялась, и некогда болотистый загород стал казаться привилегированным местом.
Коллегам Ратомской и Вайнтрауба удалось сделать уникальную реконструкцию облика улицы в начале XIX века и в начале XX века. В книге- нарисованная историком-архивистом Ольгой Ким на развороте-вкладке панорама со всеми зданиями на Спиридоновке.
«Раньше тут жили в основном люди низкого звания, а теперь стали селиться более высокопоставленные москвичи. До самого конца 1917 года здесь было очень неравномерное заселение: усадьбы высшей аристократии и богатых купцов соседствовали с мелкими владениями, лавками, питейными заведениями, трактирами, мастерскими, в которых писали иконы и делали музыкальные инструменты. А еще в 60-х годах XIX века здесь было одно из первых фотоателье», - рассказывает Ратомская.
Благодаря новым жителям, район Спиридоновки превратился в один из культурных очагов Москвы.
«Из всех, кто тут жил, мне очень трудно выделить даже нескольких людей. Поэтому-то мы и решили издать отдельную книгу - «Спиридоновка в лицах», - делится Юлия Ратомская.
На Спиридоновке была усадьба поэта Евгений Баратынского. Здесь Лев Энгельгардт написал значительную часть «Воспоминаний» - мемуаров о Екатерининской эпохе. Ближе к церкви святителя Спиридона (сейчас там находится дом по адресу Спиридоновка, 24) располагалась усадьба поэта и баснописца Ивана Дмитриева. У него дома бывали Василий и Александр Пушкины, Петр Вяземский, начинающий литератор Николай Гоголь. В усадебном саду любил гулять историк Николай Карамзин. Потом усадьба Дмитриева перешла к Аксаковым.
Неподалеку от церкви святителя Спиридона располагались несколько небольших малоэтажных домов. В одном из которых жил известный предприниматель Александр Катуар де Бионкуру. Он был владельцем редчайшей коллекции оружия, которую передал историческому музею. Она стала основой музейной коллекции древнего оружия.
В самом начале улицы располагались владения семьи Марконет. В одном из флигелей дома Александр Блок провел первые дни после свадьбы и здесь же познакомился с поэтом Андреем Белым. Эта встреча на Спиридоновке, как известно, сильно повлияла на развитие литературы Серебряного века.
На углу Гранатного переулка (названного так из-за того, что в XVI веке тут располагался Гранатный двор и хранилище боеприпасов) снимал квартиру писатель и переводчик Борис Зайцев. Вмеcте с супругой они организовывали культурные встречи, на одной из которых Иван Бунин познакомился с будущей женой.
В Георгиевсеом переулке, в приходе церкви святителя Спиридона, жил архитектор и инженер Иван Коробов. Автор второго каменного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.
Все изменилось после революции 1917 года.
«Усадьбы и дома разделили перегородками на коммунальные квартиры, среди жителей стали вести кампанию за разрушение храма. Убеждали, что в округе и так много церквей, а богослужения мешают детям и остальным жителям», - рассказывает Юлия Ратомская.
Храм пытались сохранить, например, устроить в нем рабочий клуб, но было бесполезно. Незадолго до разрешения архитектор и реставратор Петр Барановский с коллегами пытался сделать обмеры храма, кому-то удалось сделать снимки.
Палаты бывшего Гранатного двора на Спиридоновке |
«Они были уверены, что храм можно будет реставрировать по этим материалам, потому что такая редкая постройка должна быть сохранена. Эти материалы стали уникальными сведениями о внешнем облике храма», - рассказывает Юлия Ратомская.
В 1930 году храм снесли, и от него не осталось буквально ничего.
Последний настоятель, священник Николая Ярушев, был расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне и причислен к сонму новомучеников.. Иконы и святыни Спиридоновской церкви не удается разыскать до сих пор. Есть лишь несколько снимков образов, иконостаса, плащаниц и покровов.
«Мы пытались отыскать святыни в московских храмах, которые никогда не закрывались. Туда ведь часто передавали иконы, частицы мощей... Но не нашли абсолютно ничего. В храме Брюсовом переулке, например, есть образ святителя Спиридона. Но те, кто там сейчас служит, сами не знают, откуда он появился. Но точно не из церкви святителя Спиридона», - рассказывает Ратомская.
За время работы над архивными материалами по Спиридоновке не нашлось ни одного человека, который мог бы рассказать, что стало с его святынями.
На месте храма построили дом по адресу Спиридоновка, 24.
«Как ни цинично звучит, но на месте храма создали действительно уникальный памятник архитектуры», - говорит Ратомская.
Кто был автором проекта, не известно. Строительством руководил известный еще до революции архитектор Карл Гиппиус, архитектор дома Бахрушиных, в котором сейчас располагается Театральный музей.
Этот дом как бы «окружает» территорию, которую занимал храм. Здание только немного «заступает» на место бывшей колокольни и трапезной части. По сути, дом стоит на месте небольшого церковного кладбища, которое, как это часто делалось после революции, просто-напросто перекопали.
Восстановить храм, конечно же, сейчас не представляется возможным. Максимум, что хотят сделать историки - поместить на доме памятную дощечку о том, что с 30-х годов XVI века по 1930 год здесь была единственная в Москве церковь святителя Спиридона Тримифунтского.
За помощь в подготовке материала благодарим генерального директора издательского дома "Лингва Ф" Елену Фесенко, Юлию Ратомскую и музей «Дом иконы» на Спиридоновке.
Фотографии с сайта http://mosday.ru