Где будут звонить колокола?
В сентябре 2010 года прихожане храма Воскресения Христова в Кадашах направили директору Большого театра письмо с просьбой вернуть храму колокола, исторически ему принадлежавшие. Речь идет о главных колоколах кадашевской звонницы, которые были переданы Большому в разгар богоборчества в 1934 году. Праздничный колокол - выдающийся памятник московского колокольного литья: отлитый ивестным мастером Константином Слизовым в 1787 году. Он - большой из сохранившихся произведений этого литейщика. В сочетании с полиелейным благовестником четырехсотпудовый колокол составляет основу самобытной гармонии кадашевского звона.
Колокола в Большом театре |
Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоирей Александр Салтыков заявил: «Я думаю, что мы встретим понимание со стороны уважаемого директора Большого театра господина Иксанова, и знаменитый колокол, отлитый Константином Слизовым, выдающимся мастером колокольного звона, будет возвращен в наш храм вместе с другими колоколами, которые также оказались по стечению обстоятельств в Большом театре». «Мы очень благодарны Большому театру за то, что он сохранил колокола, - подчеркнул протоиерей, - и готовы к совместному обсуждению их дальнейшей судьбы».
Председатель Общества церковных звонарей, художественный руководитель колокольных звонов Московского Кремля и храма Христа Спасителя Игорь Коновалов сообщил прессе, что, по его мнению, нынешний набор колоколов Большого театра «не представляет собой уникального подбора»: в театре собраны колокола разных эпох из разных церквей, они созданы разными мастерами и имеют различное назначение, поэтому уникального созвучия составлять не могут. Также у Коновалова есть сомнения относительно качества реставрационных работ, которые в последние годы проводились над колоколами. Он уверен, что собрание колоколов Большого театра должно быть исследовано компетентной комиссией.
По словам Коновалова, за десятилетия советской власти Россия потеряла около миллиона церковных колоколов, и сейчас в стране не более 5-6 исторических колокольных ансамблей, в Москве - только один (колокола Свято-Данилова монастыря, возвращенные в 2008 году из Гарвардского университета). «На основе колоколов из Большого театра можно воссоздать уникальный ансамбль колоколов церкви Воскресения в Кадашах», - надеется Коновалов.
Кроме двух благовестников, принадлежность которых ансамблю кадашевского храма установлена точно, в собрании Большого театра могут быть и другие колокола из Кадашей. Эксперты могут без труда опознать малые кадашевские колокола, соотнеся их обертона с обертонами благовестников, но для этого им необходим доступ к колокольному собранию. Отвечая на вопрос корреспондента «ТД», Игорь Коновалов ответил, что для
начала конструктивного диалога с руководством Большого театра
необходимо создание экспертной комиссии, которая исследовала бы
собрание колоколов театра. Община храма Воскресения Христова в Кадашах
в будущем, возможно, обратится в министерство культуры с ходатайством о
создании такой комиссии.
Храм Воскресения Христова в Кадашах |
Случаи возвращения колоколов из театров в храмы уже были: МХАТ (старая и новая сцена), Государственный Кремлевский Дворец, музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Советник главы Росохранкультуры Кирилл Зайцев, уверил собравшихся в том, что его ведомство в курсе того, что в Большом театре находятся старинные колокола московских храмов. По его словам, передача колоколов храмам возможна и не затормозит процесс реставрации Большого театра.
Эксперт лаборатории колокольной акустики Общества церковных звонарей Константин Мишуровский предложил способы, которыми можно наладить оптимальное колокольное сопровождение в постановках Большого театра (взаимен неидеальному существующему).
1. Реконструкция колокольного подбора 1840-х годов, изготовленного по указу Николая I для постановки оперы Глинки «Жизнь за царя».Это решение особенно актуально в свете ведущейся сейчас реставрации театра, которая должна воссоздать его в соответствии с состоянием XIX века.
2. Замена колоколов имитирующими колокольное звучание инструментами (металлофоны, гонги, трубчатые колокола и др.)
3. Имитация колокольного звона с помощью высоких технологий.
Опыт последнего решения уже есть: при постановке в филиале Большого театра оперы Мусоргского «Борис Годунов» на основе профессиональной записи звучания подлинных кремлевских колоколов были созданы электронные сэмплы, звучащие по команде дирижера и идеально подстроенные под гармонии хора и оркестра. Тот подбор колоколов, который есть в театре сейчас, подчеркнул Мишуровский, не соответствует потребностям постановок: многотонные колокола, звучащие в закрытом помещении, дают некрасивый звук, сбивающий музыкантов с тональности. Также звонарь убежден, что передать колокола из театра в храм - значит вернуть их городу: «Их сможет слышать каждый, а не только тот, кто купил билет в Большой театр».