Богословие в объективе
Протоиерей Павел Великанов |
«Студия появилась как естественное развитие деятельности нашего портала «Богослов.ру», - рассказывает проректор по научно-богословской работе МДА и главный редактор портала протоиерей Павел Великанов - В Академию практически еженедельно приезжают замечательные люди, которые могут поделиться своими взглядами, знаниями, опытом, и с ними всегда можно подготовить интересное интервью. Но текстовый и даже аудио формат не передает мимику, жесты, какие-то нюансы беседы, которые сохраняет видеоформат. И мы решили начать с видеоинтервью, а уже потом возникла идея создания киностудии».
Одна из первых работ киностудии «Богослов» - фильм «Любовь», выполненный в технике песочной анимации, опубликован в открытом доступе на портале «Богослов.ру», редакция которого располагается в стенах Академии. Еще одно видео - сюжет о проходившей в храме святой Татианы при МГУ выставке «Двоесловие/Диалог».
В небольшом сводчатом помещении на первом этаже Академии - «Центре информационных технологий» - уютно. Пока здесь находятся и редакция сайта «Богослов.ру», и пресс-служба Академии, и отчасти киностудия «Богослов».
В преддверии юбилея на столах между компьютерами - макеты поздравлений и плакатов, распечатанные приглашения, диски. В шкафу на полке - шуточный диплом сайту «Богослов.ру»:
«Дети в два года только начинают говорить. Вот и у нас все еще впереди!»...
Студенты - сотрудники пресс-центра - шумно договариваются, кто повезет в Москву письма. В другом конце пара ребят отбирают из архива фотографии.
- У нас опять интернет не работает?
- Не работает? Плохо молитесь! - грозно парирует сурового вида могучий мужчина с коротко остриженными волосами, по всему видно - из офицеров, правда, с улыбающимися глазами. Это - заместитель главного редактора и руководитель пресс-службы Академии Олег Анатольевич Суханов.
Для киноработы небольшого уголка в ЦИТе недостаточно, поэтому недавно студии выделили отдельное помещение по соседству.
«Мы провели работы по подготовке помещения для профессионального кинопроизводства, что позволит нашей продукции соответствовать существующим ГОСТам», - рассказывает исполнительный директор киностудии «Богослов» Анатолий Колот.
Анатолий Колот |
Завершается оборудование монтажной станции и кабины для звукозаписи, на специальных кронштейнах по потолку крепится осветительное оборудование и рельсы для хромакея.
«14 октября, на Покров, литургию в Академии возглавит Святейший Патриарх, и мы надеемся, что он освятит помещение киностудии», - рассказывает отец Павел Великанов.
-«А патриарх уже знает о студии?»
- «Кажется, еще нет, так что для него это станет сюрпризом».
Киностудия «Богослов» - не «учебная площадка» для студентов, которые интересуются кино и стремятся освоить искусство операторской работы и монтажа. Задача студии - использовать специфику кино в рамках преподаваемых дисциплин, что в конечном итоге должно повысить уровень качества духовного образования. Студенты Академии жизнью киностудии интересуются и в помещение заглядывают, но, как говорит отец Павел, к активной работе их пока привлекать не спешат: работать в студии должны профессионалы. Режиссер, оператор и видеомонтажер- профессиональные киноработники, двое - выпускники ВГИКа.
Как признается Анатолий, не имея кинематографического образования, ему приходится читать много специальной литературы и углубляться в «terra incognita». Но заниматься этой активной деятельностью ему нравится, тем более, что у нее есть очевидная польза.
«Необходимость использования медиаресурсов, в том числе видео, в учебном процессе духовной школы очевидна, - уверен Анатолий Колот. - Сегодня это используется во всем мире. У нас таких учебных видеоматериалов, к сожалению, пока нет. Существует немало студий, которые снимают кино православной тематики, но нередко ощущается нехватка знаний авторами фильмов по специальным церковным вопросам. Надеемся, что у нас получится объединить профессионализм работников кино и тот интеллектуальный потенциал, которым обладает Академия как центр духовной науки и образования».
Сегодня планируется развивать деятельность киностудии по двум направлениям:
создание циклов учебных фильмов, интегрированных в учебный процесс академий и семинарий;
производство документальных фильмов на различные религиозные темы, адресованных широкой аудитории.
Студию также планируется использовать в качестве учебной площадки для подготовки будущих священнослужителей к публичным выступлениям.
Например, каждый студент выпускного курса семинарии будет принимать участие в 20-30-минутном «ток-шоу» в качестве интервьюируемого. В студии перед камерой ему надо будет отвечать на разные вопросы - богословские, житейские и так далее. А потом будет устраиваться обсуждение записи и разбор ошибок.
«Очень важно, чтобы человек посмотрел на себя со стороны, увидел, какие ошибки делает, какие жесты требуют коррекции; своими глазами увидел, как криво говорит, как косо смотрит. Мы хотим, чтобы наши выпускники выходили из семинарии способными общаться и не стесняться сказать о том, о чем следует сказать, в любых условиях - будет ли это интервью или же выступление перед аудиторией в несколько тысяч человек», - рассказывает отец Павел.
Что касается остальных направлений, первый образовательный фильм готовится уже сейчас. И посвящен он актуальнейшей сегодня проблеме - катехизации перед крещением.
«Де-юре мы должны проводить катехизацию, де-факто она практически не проводится. В фильме стремимся познакомить зрителя с историей вопроса и практикой, которая существует в нашей Церкви. С другой стороны, мы показываем актуальность катехизации. На сегодняшний день мы отсняли более десяти интервью со священнослужителями, профессорами и преподавателями Академии. Теперь надо все это выстроить в единый ряд в соответствии с общей концепцией фильма», - рассказывает отец Павел.
Пока - время поисков и экспериментов. Фильм-зарисовкa «Любовь»участвовал в международном кинофестивале православного кино «Покров», который проходил в Киеве с 7 по 10 октября. Фильм занял третье призовое место в номинации "Анимационное кино".
Фильмы планируют показывать на занятиях в Академии и духовных школах, записывать на диски и публиковать в интернете.
Более-менее понятно, как снимать фильмы по церковной истории, археологии или искусству, но как лучше раскрывать с помощью кино богословские и канонические вопросы? Какой формат будет у церковного образовательного фильма?
«Мы будем делать то, что получается, и внимательно смотреть на реакцию зрителей, читать комментарии, рецензии. Все наши работы мы просим рецензировать экспертов и кинокритиков ВГИКа, потому что надо либо делать профессионально, либо не делать вообще», - говорит отец Павел.