Шоу должно закончиться

Широкая публика давно ждала фильма Сергея Лобана «Шапито-шоу», который получил Серебряного Георгия на последнем Московском кинофестивале иглавный приз фестиваля «Киношок». Неделю назад картина наконец-то вышла в прокат. Это, наверное, один из лучших отечественных фильмов последних лет…

Кадр из фильма Кадр из фильма "Шапито-шоу: Любовь и дружба"

Оглушительный успех картина имела прошлым летом на Московском фестивале, когда в зал битком набивалась молодежь и с восторгом смотрела все четыре киночаса. Здорово, что в прокате решили не сокращать картину (она бы сильно пострадала от этого), а разделить ее на две части – потому что осилить полный метраж в зале не каждый решится, а в два приема получается даже интереснее, есть время подумать.

В итоге вышел превосходный фильм для молодежи, без пошлости и заигрывания, но веселый и динамичный. Саунд-трек, наверно, и вовсе станет сверхпопулярным. Найден язык для разговора о сложных и «скучных» темах: любовь, дружба, отцы и дети, смысл жизни, цель творчества. Впрочем, еще «Пыль» Сергея Лобана поражала своим нелинейным восприятием действительности и точным попаданием в болевые точки сегодняшнего дня. Главными героями фильма вновь стали Петр Мамонов и Алексей Подольский.

Кадр из фильма Кадр из фильма "Шапито-шоу: Любовь и дружба"

В картине четыре новеллы, по сути четыре разных взгляда на мир. Это не «4 комнаты» в одной гостинице, а один бесконечный дом в 4 проекциях. Сюжет каждой новеллы связан с путешествием на море. Так, в первой неудавшаяся актриса, молодая девчонка, знакомится по интернету с Киберстранником, весьма своеобразным типом, и вместе они отправляются автостопом в Крым. Туда же, в Симеиз, прибывают и прочие герои картины.

Зритель с удивлением открывает для себя, насколько его восприятие конкретных ситуаций часто неточно, ошибочно, искаженно – мы смотрим тот или иной эпизод вначале глазами одного человека, а потом, в следующей новелле, – другого, и вдруг понимаем, какими преждевременными и стереотипными были наши первые впечатления. Замечательное лекарство от осуждения!

Каждый из героев исполняет на сцене свою песню и танец, в которых раскрываются его мечты, поиски, страдания. Новая сетевая культура действительно сформирована так, что практически любая мысль, эмоция человека становится публичной. И метафора концертного выступления в этом смысле совершенно точна. Жизнь поневоле превращается в шоу – правда, с подлинными страданиями и реальными последствиями.

Кадр из фильма Кадр из фильма "Шапито-шоу: Любовь и дружба"

Все снимается на камеру – всегда и везде, в режиме реального времени. Один из героев, продюсер, прямо говорит, что существует лишь то и те, что и кого показывают по телевизору. «15 минут эфирного времени – это же меньше, чем блокадная пайка».

Каждая новелла по-своему прекрасна и каждый персонаж по-своему притягателен. Особенно впечатлил сюжет о глухих. Когда они рядом с нудистами, голубыми, наркоманами, поневоле задаешься вопросом: а кто здесь ущербен, кто инвалид? Меломан в неизменных наушниках менее восприимчив к действительности, ее гармонии и музыке, нежели лишенные слуха путешественники.

Мамонов так и вовсе играет самого себя, как и двойник Цоя – Сергей Кузьменко, живущий в Бостоне и работающий рок-звездой. Как рассказывает режиссер картины, в Симеизе «Цой» моментально обрел славу: «Панки, хиппи и просто отдыхающие - все тянули его в свои компании, просили спеть, снимали себя рядом с ним на телефон, показывали записи своим друзьям с криком: "Ты офигеешь - я с реальным Цоем!" Все девушки мечтали с ним познакомиться, парни - выпить… Через какое-то время местные бандиты стали вывозить его к себе на дачи, чтобы он давал концерты, предлагали помочь с продюсированием. То, что с ним происходило, было очень похоже на историю его героя» .

Кадр из фильма Кадр из фильма "Шапито-шоу: Любовь и дружба"

А когда «воскреснувший» Цой спел в ялтинском зале «Юбилейный», некоторым и вовсе стало плохо от такого дежа-вю – «Ассу» все еще хорошо помнят. Фильм, кстати, адресует не только к соловьевской картине – в нем всплывают и «Утомленные солнцем», и «Возвращение» и много чего еще. Хотя, по большому счету, картина ни на что не похожа, у нее своя веселая физиономия.

Радует также отсутствие всякой политики. Разве что в одной фразе на экзамене по театральному мастерству, когда героиня спрашивает, кого ей читать, Мамонов ей отвечает: «Маяковский. Владимир Владимирович»…

Понятно, что шапито – метафора жизни, метафора современности; что оно сгорит, тоже всем очевидно. И не случайно именно «Легенда» Цоя звучит в самом конце: «Жизнь — только слово, есть лишь любовь и есть смерть». И дальше: «Смерть стоит того, чтобы жить, А любовь стоит того, чтобы ждать».

В общем, фильм, обязательный для просмотра.

 

Фото http://www.kinopoisk.ru

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале