Первый московский святой

Сегодня Православная Церковь празднует перенесение мощей митрополита Киевского и всея России чудотворца Петра. Митрополит Петр родился на Волыни (Западная Украина). В 12 лет ушел в монастырь, где впоследствии был рукоположен в священника. Петр был прекрасным иконописцем, но, став священником, искал более глубокой молитвы и попросился на уединенное поселение.

Он нашел «пустыню» по себе здесь же, на Волыни, в лесу у реки Рати. Прослышав о его благочестивой жизни, к нему стали приходить другие монахи. Так образовался новый монастырь, где о. Петр стал настоятелем.

Случилось так, что в 1301 г. на Волынь приехал тогдашний митрополит Киевский и всея Руси Максим, и Петр со своей братией подошел к нему под благословение и подарил Максиму икону Божией Матери, которую сам написал. Предполагается, что эта икона сохранилась до сих пор и находится в Успенском соборе. Икона названа по имени автора - Божией Матери «Петровская».

Петровская икона Божией Матери


Петровская икона Божией Матери

В 1305 г. митрополит Максим умер. Во время служения он перевел свою кафедру из Киева во Владимир и был похоронен в Успенском соборе, где поныне лежат его мощи. До 1308 г. на Руси не было митрополита: «Церковь овдовела».
Ситуацией решили воспользоваться два великих князя. Великий князь Михаил Тверской (поскольку город Владимир был столицей на момент, когда митрополит перевел свою кафедру) считал: митрополит Максим был во Владимире, здесь умер, здесь похоронен. Соответственно следующий митрополит должен быть из владимирского священства. Таковым себя уже мыслил игумен Геронтий. Взяв икону, которую в свое время Петр подарил митрополиту Максиму, отправился в Константинополь получить благословение занять русскую митрополичью кафедру.

В то же самое время великий князь Волынско-Галицкий Юрий счел, что именно Волынско-Галицкая епархия достойна быть самостоятельной митрополией. Решить этот вопрос можно было только в Константинополе. Посланцем стал Петр, которого великий князь считал своим духовным наставником. Он вез письмо-обращение к Патриарху о возведении Волынско-Галицкой епархии в статус митрополии.

И первым в Константинополь прибыл Петр. Они беседовали с Патриархом Афанасем, и он нашел Петра достойным для возведения на кафедру митрополита Киевского и всея Руси.

Когда же прибыл Геронтий, Афанасий побеседовал и с ним, но решения не изменил. Так именно Петр стал митрополитом. У Геронтия забрали все, что должно принадлежать митрополиту, в том числе ту икону, которую Петр подарил некогда митрополиту Максиму, и отдали его преемнику. Митрополит Петр отправился в Киев.

Пробыл там лишь год. Угроза, из-за которой Максим в свое время перевел кафедру во Владимир, по-прежнему была сильна (ведь Киев находится на крайнем Западе земель Русских и часто подвергался нападениям разных государств, разных племен). В 1309 г. митрополит Петр вместе со своим клиром тоже направился во Владимир.

Но Великий князь Владимирский Михаил Тверской все еще помнил обиду; тут прибыл кто-то ему совсем неизвестный. Не лучше ли сделать так, чтобы его вообще не было? В этом поддержал князя Владимирский епископ Андрей, начав писать на митрополита Петра жалобу за жалобой.

В Константинополе попытались разобраться, почему так много жалоб, патриарший представитель был направлен во Владимир. Расследование, к неудовольствию Михаила Тверского, выявило лишь, что жалобы - клевета. Петр остался митрополитом.

Митрополит понимал, что раздражает князя. Во Владимире не задерживался, разъезжал по епархиям, в том числе и в Московскую. Останавливался на своем подворье в Крутицком монастыре. Москва того времени ограничивалась пределами нынешнего Кремля. Крутицкий монастырь был далеко за пределами города.

Иван Данилович (или Иван Калита) стал общаться с Петром и почитать за своего духовного наставника. Чтобы им общаться чаще, Иван Данилович построил для митрополита подворье прямо в Кремле. Петр по приезде в Московскую епархию останавливался уже здесь.

Но митрополит искал уединенной молитвы. Разве это было возможно в Кремле? И тогда Петр выбрал место для нового монастыря. Теперь на этом месте - Высокопетровский монастырь. Тогда здесь был глухой лес. Рядом протекала река Неглинная. Эти места могли напоминать ему родные Волынские. Здесь он основал небольшой монастырь и построил храм в честь своего небесного покровителя, апостола Петра. Но поскольку апостол Петр вспоминается вместе с апостолом Павлом, храм был назван во имя апостолов Петра и Павла.


Хотя Петр оставался митрополитом Киевским и всея Руси, дольше всего он пребывал в Москве. Во многом это можно объяснить напряженными отношениями митрополита с Михаилом Тверским и, напротив, расположением к нему московского князя Ивана Калиты.


Так зародилась идея перенести митрополичью кафедру в Москву. Правящим князем был не Иван Даниловия Калита, а его старший брат, Юрий Данилович. Последний считал, что по своей родовитости великим князем должен быть именно он, а не Михаил Тверской. Но поскольку Русь была под татарским игом, именно татарский хан решал, кому быть «великим».


Когда Юрий Данилович уезжал из Москвы в ставку татарского хана, возил ему подарки. С 1315 по 1317 гг. жил в ставке татарского хана, женился на его сестре, Кончаковне, которая была крещена под именем Агафьи. Юрий Данилович оставлял правление на Ивана.


В 1325 г. Юрий Данилович был убит в ставке татарского хана, и Иван Данилович стал правящим князем, уже замещающим, но правящим, и предложил Петру официально перевести митрополичью кафедру в Москву.


Но митрополия по прежнему оставалась Киевской и всея Руси. Кафедральным же был Успенский собор в Киеве. После переводы кафедры во Владимир - кафедральным стал Успенский собор во Владимире. В Москве же Успенского собора не было. Тогда митрополит Петр просил Ивана Калиту о построении храма в честь иконы Успения Божией Матери и сказал ему:

- Если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его и прославится Бог в нем.

Святитель Петр митрополит Московский
Святитель Петр митрополит Московский

Поскольку митрополиту Петру тогда было уже около 70 лет, Иван Калита решил срочно строить Успенский собор и, если митрополит умрет, похоронить его здесь, в Москве, и тем самым утвердить постоянство пребывания митрополитов в Москве.
Начали строить. 4 августа 1326 г. митрополиту Петру было видение, что он скоро умрет, тогда он собственными руками еще в строящемся соборе, в алтаре, выложил себе каменный гроб.


- За то, что сын мой упокоил меня в старости, воздаст ему Господь сторицею в мире сем и дарует ему живот вечный, и не оскудеют от семени его обладающие местом его, и память его прославится, - сказал митрополит об Иване Калите незадолго до смерти тысяцкому Протасию Вельяминову, потому что князя не было тогда в Москве.


В 1326 г., 21 декабря (по ст. стилю) святитель умер и был похоронен в приготовленном им самим месте. У места его захоронения происходили чудеса - исцеления. Многочисленные свидетельства и по ходатайство Калиты стали основанием для того, чтобы в 1327 г. митрополит Петр был причислен к лику святых через несколько месяцев после своей кончины. В Церкви нет ни одного святого, который бы был канонизирован так быстро.


Так Петр оказался первым московским митрополитом и первым московским святым. В 1474 г. своды Успенского собора обрушились, мощи святителя Петра были найдены под обломками и перенесены в церковь св. Иоанна Лествичника. В 1479 г. собор был вновь отстроен под руководством зодчего Аристотеля Фиораванти, и святые мощи митрополита Петра торжественно были перенесены в него 24 августа (по ст. стилю), где пребывают и сейчас.

Фото: www.palekh-lik.ru, www.holytrinityorthodox.com

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале