Александр Невский: Не в силе Бог, но в правде

Сегодняшний праздник установил в 1724 году император Петр I по случаю перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. Император сам составил подробный указ о том, как совершить перенесение, и внимательно следил за устройством новой обители и храма, где должны были быть положены святые мощи благоверного князя.

Перенесение мощей

Встреча святыни в Санкт-Петербурге отличалась особенной торжественностью. Император Петр I со свитой прибыл на галере к устью реки Ижоры. Благоговейно поставив святые мощи на галеру, государь приказал своим вельможам взяться за весла, а сам, стоя у кормы, управлял рулем. В Петербурге была устроена особая пристань, где и остановилась галера со святыми мощами. В сопровождении духовенства и народа знатнейшие вельможи несли святые мощи. В Северной столице звонили в колокола и палили из пушек.

На другой день торжество продолжалось в Александро-Невской обители. Государь раздавал присутствовавшим план предположенных в монастыре построек, и тогда же было установлено навсегда праздновать перенесение мощей 30 августа (по старому стилю), или 12 сентября ( по новому).

Дочь Петра I, императрица Елизавета, устроила великолепную серебряную раку. А императрица Екатерина II на месте старого собора повелела построить новый, и 30 августа 1790 году произошло освящение нового храма и перенесение в него мощей благоверного князя.

Святой князь Александр

Александр Невский родился 30 мая 1219 года в Переяславле в семье великого князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удалого.

Как и другие княжичи,  он с детства изучал Библию, особенно Евангелие и Псалтирь, а также овладевал секретами воинского искусства.

В то время самым независимым и свободолюбивым городом на Руси был Новгород. Новгородцы сами выбирали себе князей, причем нередко ссорились с недавно выбранными правителями.

Они предложили Ярославу Всеволодовичу занять новгородский престол. Это была большая честь, и он согласился. Так Александр вместе с отцом оказался в Новгороде.

Ярослав Всеволодович не хотел во всем подчиняться воле новгородцев и решил установить в городе полноценную княжескую власть. Новгородцам это оказалось не по нраву, и возник конфликт, который кончился тем, что в 1228 году Ярослав Всеволодович вернулся в родной Переяславль, оставив сыновей, Александра и Феодора, на попечение доверенных бояр. Через пять лет Феодор умер, и княжич Александр остался в городе совершенно один.

Новгородцам полюбился молодой правитель, однако полностью подчиняться его воле они не хотели. В то же время отец требовал от сына, чтобы тот позаботился об укреплении в Новгороде княжеской власти.

Юному князю приходилось очень нелегко, однако удивительные душевные качества, умение общаться с разными людьми, вникать в их проблемы, быть ко всем милостивым и готовым помочь каждому, кому требовалась помощь, несколько сгладили ситуацию. «Он был милостив сверх меры», - говорится в летописи.

Отец был доволен сыном, а новгородцы с гордостью и любовью называли Александра «наш князь».

Александр покорял людей и внутренней, душевной, и внешней, телесной красотой.

По красоте его сравнивали с ветхозаветным Иосифом, по силе - с Самсоном, по уму - с Соломоном, по мужеству и военным доблестям - с римским императором Веспасианом.

Александру пришлось княжить в сложное время. Мало того, что ему достался самый вольнолюбивый город и надо было бороться в внутренними проблемами, - Русь стали одолевать внешние враги.

После того, как 1223 году южнорусские князья потерпели поражение в битве с татарами на реке Калке, а потом еще одну неудачу на реке Сити, на Руси начался период татарского могущества - ига. Дошло до того, что хан стал решать, кому именоваться великим князем.

Много трудов стоило отцу Александра добиться у хана Батыя этого титула. Он умилостивил его, с тем чтобы максимально облегчить жизнь своих подданных в это тяжелое время. Жители русских земель обязаны были платить Орде огромную подушную подать, но зато хан оставил неприкосновенной Русскую Церковь.

Пока отец налаживал порядок на порабощенной татарами территории, Александру пришлось отражать натиск с Запада.

Чтобы укрепить западные рубежи, Александр Ярославич заручился поддержкой Полоцкого князя Брячислава и даже женился на его дочери Александре.

Первыми из западных врагов начали наступать шведы.

В самой Швеции тогда  все было тоже не очень спокойно. Королем был бездетный Эрих. Зная, что в государстве нет наследника, его родственник Биргер решил занять после него шведский престол. Чтобы усилить свое влияние и заручиться поддержкой народа, он решил прославиться как полководец.

После смелых набегов на территорию, где теперь находится Финляндия, рыцарь решил двинуться на Русь, ослабленную, как ему сообщили, набегами татар.

В 1240 году Биргер с большим войском, которое состояло из шведов, норвежцев и финнов, а также в сопровождении католических епископов вторгся в устье Ижоры (приток Невы).

Начало военной кампании было хорошее, и он послал в Новгород дерзкое письмо княжившему там Александру.

«Я уже в твоей земле, - писал смелый рыцарь, - опустошаю ее и хочу взять в плен и тебя. Если можешь мне сопротивляться - сопротивляйся».

Это бравирование можно объяснить тем, что Биргер был убежден в невозможности сопротивления со стороны Новгорода: нападение было неожиданным, Русь истощена, готового войска новгородцами собрано не было.

Однако Александр не испугался дерзкого шведа. Во всем уповая на помощь Господа и молитвы Богородицы, он испросил благословения на битву у новгородского владыки Серапиона, помолился в храме Святой Софии Премудрости Божией и выступил с дружиной против шведского рыцаря.

Перед битвой Господь послал новгородцам знамение. Один из воинов Александра, ижорянин Пелгусий (в крещении Филипп) был в ночной страже.

На рассвете он услышал со стороны реки шум от приближающегося судна. Сначала Пелгусий решил, что это враги, а потом разглядел в лодке двух витязей, удивительно похожих на святых Бориса и Глеба, как их изображали на иконах.

«Брат Глеб, прикажи грести быстрее, поспешим на помощь сроднику нашему Александру Ярославичу», - сказал один из них.

Пелгусий немедленно рассказал о видении князю, и Александр решил тут же напасть на шведов. Это во многом решило исход сражения.

Шведы никак не ожидали, что новгородцы окажут им сопротивление, и уж тем более не предполагали, что они осмелятся так внезапно на них напасть. Окончательно дух шведов сломила храбрость, с которой русские воины шли в бой. Сам князь бился в первых рядах. Надо думать, поразило воинов Биргера и другое.

Битва продолжалась с утра до вечера и закончилась бегством шведов. Когда же на другой день русские воины осмотрели поле сражения, они увидели на другом берегу Ижоры (куда новгородцы не переправлялись) множество погибших шведских воинов, т. е. ангелы Божии невидимо помогали русским в этом сражении и вместе с ними сокрушали неприятельские войска.

Благодаря Господа за одержанную победу, Александр вернулся в Новгород.

Новгородцы с радостью встречали любимого князя, однако вскоре рассорились с ним. Александр, как когда-то его отец, уехал на Родину - в Переяславль.

Ссора с князем, тем более таким, как Александр, который после сражения со шведами получил прозвание Невский, ни к чему хорошему не привела.

Узнав об отъезде Александра, ливонские немцы взяли пограничную псковскую крепость Изборск, вступили в Псков, заняли часть новгородских земель и стали бессовестно грабить земли в 30 верстах от Новгорода.

Кем были эти завоеватели? Ливония - это теперешняя Прибалтика. Немцы пришли туда во 2-й половине XII в., а в 1201 г. построили здесь столицу, которую назвали Рига. В следующем году они основали духовно-рыцарский Орден, целью которого было не просто завоевать окрестные земли, но и обратить их жителей в католичество.

В 1237 году Орден Меченосцев соединился с таким же Орденов Тевтонцев, который к тому времени успел утвердить свое господство по нижнему течению Вислы.

Узнав о том, что их осаждают ливонцы, новгородцы пришли в ужас. Они тут же раскаялись в том, что рассорились с Александром Невским, и решили упросить его вернуться обратно.

Для этого они решили обратиться к отцу князя, и послали гонцов во Владимир, чтобы Ярослав Всеволодович отпустил сына в Новгород.

Ярослав отправил к ним другого сына - Андрея. Но новгородцы понимали, что спасти их может только Александр. Тогда они отправили к нему посольство во главе с архиепископом.

Александр был милостивым князем и талантливым полководцем. Он знал, что только он может спасти Новгород, и потому, забыв о нанесенной ему обиде, отправился в охваченный страхом город.

С приездом Невского все изменилось. Что самое главное, к горожанам вернулась вера в победу.

Собрав войско, Александр отправился освобождать Псков. Но князь не ограничился только этим и решил предупредить возможность новых нападений.

Помолившись в храме Святой Троицы перед ракой с мощами Всеволода Мстиславича и заручившись молитвенной поддержкой псковичей, Александр направился в Ливонию.

Немцы, как чуть раньше шведы, не ожидали такого поворота событий, и Ливония была опустошена русскими войсками. На обратном пути из Ливонии во Псков благоверный князь остановился на берегу Чудского озера, и здесь 5 апреля 1242 г. произошла знаменитая битва с немецкими рыцарями, известная в истории как Ледовое побоище.

Как ни странно, немцы были уверены, что победят в этом сражении. «Пойдем возьмем в плен русского князя Александра; славяне должны быть нашими рабами»,- хвастливо говорили рыцари.

Как и прежде уповая на помощь Господа, Александр молился и не обращал внимания на подобные слова.

Сначала удача была на стороне немцев: плотные доспехи делали их неуязвимыми для врага, а мощные копья без труда сокрушали легковооруженных славян. Но вскоре ситуация поменялась. Благодаря удачному маневру войска Невского напали на немцев со стороны, откуда рыцари не ожидали. Нужно было быстро сориентироваться, но тяжелое вооружение делало рыцарей неповоротливыми. Славяне же старались заманить немцев к середине озера, где лед был тоньше. Рыцари были слишком тяжелы, и многие из них попросту провалились под лед.

Русские одержали блестящую победу.

Псковичи радостно приветствовали своего освободителя, после чего Александр поехал  в Новгород, а оттуда - в Переяславль.

В Ливонии же сделалась паника. Магистр Немецкого Ордена отправил посольство к датскому королю, чтобы на случай войны тот оказал ему поддержку. Когда же выяснилось, что идти войной на Ливонию и брать Ригу Александр не собирается, немцы отправили послов в Новгород, чтобы заключить мир и обменяться пленными.

Следующими на Русь напали литовцы. Литовцы угрожали псковским и новгородским землям и раньше, но их войска всегда были слишком слабы по сравнению с русскими. В XIII в. Литву слали одолевать рыцари Немецкого Ордена. Чтобы противостоять им, литовские племена объединились, создали войско и поначалу вступали в союзы с русскими, чтобы противостоять немцам, а потом стали время от времени совершать набеги на пограничные русские земли.

Александр несколько раз разбивал литовские войска в русских землях. А под конец погнался за ними в Литву и там нанес им последнее сокрушительное поражение.

Весть о победах Александра разнеслась по всей Руси. Она ободряла людей, вынужденных жить под властью хана, и вселяла в них надежду на освобождение. Многие хотели, чтобы Александр принял титул великого князя.

В 1246 году умер отец Александра Невского, и князь с братом Андреем поехал в Орду. По старому порядку, титул великого князя полагалось принять дяде Александра, Святославу Всеволодовичу, но теперь все делалось с ведома хана.

Когда русские приезжали в Орду, из заставляли соблюсти некоторые языческие обычаи (поклониться идолам, пройти через огонь), а уже потом допускали на поклон к хану. Тех, кто отказывался почтить ордынских богов, ждала смерть.

Князь Александр наотрез отказался от исполнения обрядов.

«Я христианин, - сказал он, - и мне не подобает кланяться твари. Я поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу единому, в Троице славимому, создавшему небо, землю и все, что в них».

Вопреки обычаю хан Батый сохранил русскому князю жизнь. Александр же поклонился ему с такими словами: «Царь, я кланяюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари я не стану кланяться. Я служу единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь».

Батый был поражен красотой князя, его мудростью и душевными качествами.

Батый не был самостоятельным властелином, он считался лишь наместником великого хана, жившего в Кара-Коруме, в горной окраине азиатской пустыни Гоби, расположенной за Байкалом. Поклонившись ближайшему своему властелину - ордынскому хану, русские князья должны были отправиться и на поклон к верховному владыке монголов в отдаленную его столицу. Этот далекий, крайне трудный путь должен был, по приказанию Батыя, совершить и благоверный князь Александр Ярославич.

Он был милостиво принят повелителем Азии и некоторое время прожил в столице монголов, внимательно изучая характер этих властителей Руси. Только уже в 1250 г. Александр Ярославич и его брат Андрей вернулись на Русь. Хан дал Андрею великокняжеский престол, а за Александром Ярославичем оставил Киев и Новгород.

Князь Андрей, в отличие от брата, оказался не очень хорошим правителем. Он не мог ужиться с татарами, и преемник Батыя Сартак послал против него войска под командованием Неврюя. Андрей бежал в Швецию, а спасать русские города снова пришлось Александру. Он съездил в Орду и уладил отношения с новым ханом.

В 1257 году с целью точнее определить доходы, которые можно получать с Руси, татары прислали своих чиновников исчислить всех русских людей.

По настоянию князя во Владимиро-Суздальской Руси исчисление произошло спокойно, но, когда в Орде захотели посчитать жителей Новгорода, жители вольнолюбивого города взбунтовались. Новгородцы начали устраивать вечевые собрания и постановили скорее умереть, чем подчиниться ханскому требованию, ведь Новгород не был завоеван татарами.

Александр уговорил знать согласиться с требованиями хана и уплатить дань, но простой люд был против. Его поддержал сын Александра Василий, за что отец лишил его княжения и отправил в Суздаль. Поняв, что подавлять мятеж бессмысленно, Александр... уехал из города. Тогда новгородцы испугались, что будут завоеваны, и решили подчиниться князю.

Вскоре на Руси начались новые волнения из-за того, что сборщики податей злоупотребляли полномочиями и собирали дань, которая превышала назначенную ханом. Чтобы часть денег забрать себе. Усилило недовольство то, что среди среди сборщиков появился один монах - отступник от православной веры, по имени Зосима, который не только притеснял своих соплеменников, но и дерзко оскорблял православную веру. Зосиму убили, а Александру снова пришлось ехать в Орду, чтобы налаживать отношения с ханом.

Ситуацию усугубляло то, что снова стали действовать западные враги. Правда, теперь они понимали, что завоевать Русь в войне не так просто, и решили склонить Александра Невского принять католичество.

Для этого в 1248 г. Папа Иннокентий IV отправил на Русь посольство с грамотой. В грамоте Папа всячески убеждал князя стать католиком, доказывал, что только в латинской Церкви можно найти спасение и истинную веру,  и даже писал, что его отец хотел принять латинскую веру, но не успел.

Князь написал краткий ответ. Он изложил все догматы Православия и добавил в конце: «Все это мы хорошо знаем, а в вашем учении не нуждаемся и не примем его».

Папа негодовал и организовал несколько походов против Руси, но все они были безуспешны.

Потом князь съездил в Орду, восстановил мир с ханом, но по дороге на Русь скончался в Городце. Перед смертью он принял иноческий постриг с именем Алексий и причастился. Это произошло 14 ноября 1263 года.

Александр Невский был похоронен в обители Пресвятой Богородицы во Владимире, где его мощи пребывали до 1724 года.


 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале