Был ли Илья Муромец святым?
Предание сообщает, что в середине XII в. в Киево-Печерской Лавре подвизался преподобный Илья Муромец. В Антониевых пещерах и сейчас можно поклониться его мощам. Можно ли отождествлять лаврского монаха и былинного богатыря? К сожалению, предание не дает точных сведений. Жития преподобного Ильи у нас нет. Сведения о жизни доблестного воина мы можем почерпнуть исключительно из былин, которые многие из нас читали в детстве.
Илья происходил он из простой крестьянской семьи. До 30 лет он страдал параличом, а потом был чудесным образом исцелен тремя «старичками» (в других версиях былины «Исцеление Ильи Муромца» они именуются «каликами», т. е. странниками-богомольцами. Говоря об этом эпизоде, нельзя не вспомнить о том, каким образом в СССР «дехристианизировали» образ Ильи Муромца. В книгах, изданных после возникновения СССР, не уточняются, кем были пришедшие к будущему богатырю странники. Однако в дореволюционных изданиях былин указывалось, что «калики» - это Христос с двумя апостолами).
Исцелившись, Илья отправляется «во Киев-град а ко солнышку ко князю ко Владимиру», чтобы служить князю, защищая Русь.
Илья Муромец был настолько популярным персонажем, что существует великое множество былинных сюжетов о его подвигах и несколько версий одного и того же сюжета.
Разумеется, этот персонаж не мог не заинтересовать историков, которые пытались выяснить, жил ли когда-нибудь реальный человек, послуживший прообразом былинного богатыря. Выяснилось, что первые упоминания об Илье Муромце относятся к XIII в. Интересно, что Илья был персонажем не только древнерусского, но и древнегерманского (где его называли Ильей Русским) и норвежского (под именем Илья Греческий) эпосов. В XVI в. один иностранец, побывавший в Киеве, написал в воспоминаниях, что «в соборе Св. Софии находится гробница Ильи Муромца - знаменитого героя или богатыря, о котором рассказывают много басен». С XVII в. сохранились изображения «преподобного Ильи Муромца». Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской Лавры. Но «Житие» его так и не было написано.
Жители г. Мурома издавна считали Илью своим земляком (все былины называют родиной богатыря с. Карачарово под Муромом). Они с гордостью показывали приезжим карачаровский колодец, по преданию, образовавшийся от первого скока богатырского коня.
Древнейшие былины об Илье Муромце относятся к XI-XII вв. Одна из них - «Илья Муромец и Соловей-разбойник». В ней интересны следующие моменты. Когда Илья боролся с Соловьем, ему было 33 года. Несмотря на это, сказитель называет богатыря «старым казаком» (это определение сохраняется и в других былинах). Такое прозвание было дано богатырю не из-за возраста, а как свидетельство его рассудительности и зрелости. Между тем в сознании народа Илья всегда был пожилым человеком. Определение «казак» вошло в более поздние версии былин (не ранее XV в.). Считается, что это было связано с тем, что казачество стало играть большую роль в жизни страны.
Сюжеты сказаний об Илье Муромце разнообразны. Есть былины, рассказывающие, как свою богатырскую силу Илье передал могучий богатырь Святогор или как Илья боролся со своим сыном Сокольником (или Подсокольником). Иногда рассказчик называет имя матери Сокольника - Латыгорка, Златыгорка, Семигорка и т. п. Нередки сюжеты, рассказывающие о ссорах между Ильей и князем Владимиром. В одной из былин этой группы (ссора возникла из-за того, что Владимир не позвал богатыря на царский пир) киевский князь наделяется отрицательными чертами. Традиционно в былинном эпосе Владимир был славным, разумным, уважаемым князем, которого ласково именовали Красным Солнышком. Таким он был, когда сказители противопоставляли его князьям-современникам, которые не сумели организовать борьбу против захватчиков Руси. С течением времени прошлое перестали идеализировать, и образ Владимира вобрал в себя те отрицательные черты, которые народ видел в поздних правителях.
Биографию Ильи венчает былина о трех поездках богатыря. Это очень известный сюжет о том, как Илья доехал до распутья, на котором стоял камень с надписью:
Старому-де казаку да Илье Муромцу
Три пути пришло, дорожки широкие:
А во дороженьку ехать - убиту быть,
Во другую-то ехать - женату быть,
Да во третью-то ехать - богату быть.
Илья Муромец решает, что богатства у него достаточно. Жениться на молодой - «чужа корысть» (помним, что былинный богатырь - пожилой человек), а старую жену ему брать не хочется. Поэтому Илья выбирает ту дорогу, где ему грозит верная смерть. Там он встречает разбойников и побеждает их. Илья возвращается к камню, подновляет надпись («Да старому-де казаку да Илье Муромцу на бою, старику, смерть не писана, да и та была дорожка прочищена») и едет по той дороге, где «женату быть» (богатство богатыря не прельщает). Там он встречает коварную красавицу, которая заманила в тюрьму «40 царей, 40 царевичей да 40 королей-королевичей», выпускает пленников, а девушку убивает. Илья снова возвращается к камню, подновляет надпись («Старым-де казаком да Ильей Муромцем да и та была дорожка прочищена») и едет по третьей дороге (в некоторых версиях былины он и вовсе отказывается ехать по дороге, где «богату быть»). В поле он находит три погреба, наполненные «златом-серебром да каменьем драгоценным» и раздает все сокровища «по нищей по братии» или отвозит в церковь. На камне богатырь пишет: «Очищена эта дорожка прямоезжая».
Итак, когда старому богатырю предоставилась возможность устроить личное счастье, он отказался от этой возможности и мирским благам (жене и богатству) предпочел смерть. (Впрочем, мы видим, что эти блага не обеспечили бы богатырю счастья.)
С одной стороны, в этой (как и во всех других былинах) былине говорится о том, что Илья Муромец не заботился о личном счастье, все его мысли - о благополучии русского народа, чью мирную жизнь он оберегал в течение всех лет службы у князя Владимира. С другой - размышления богатыря у камня могут навести на мысль о его желании отказаться от мирских благ и оставить этот мир. Возможно, уйти в монастырь? (И тут нельзя не вспомнить о том, что принятие монашеских обетов метафорически воспринимается как смерть постригаемого для мира вне стен монастыря.)
Почивающие в пещерах мощи преп. Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста, обладал поистине богатырским сложением.
Серьезные исследования мощей преподобного Ильи провели в советское время. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава Украинской ССР провела экспертизу мощей с использованием современных методик и точной аппаратуры.
Ученые приблизительно датировали гибель XI-XII вв., зато определили, сколько лет было монаху на момент смерти: 40-55. Это вполне соответствует тому, о чем говорится в былинах. По преданию, постриг Илья принял незадолго до своей кончины. А «Житие» его не было написано из-за того, что за короткое время пребывания в монастыре богатырь не успел совершить особенных подвигов веры.