Выставка в запертом храме

25 октября в домовом храме Живоначальной Троицы при Московском государственном областном университете открылась выставка московского художника Владимира Куприянова «Ростов Великий. Монастырский уклад». Для куратора выставки диакона Федора Котрелева – это миссионерский проект. Для автора – значимый творческий этап. Между тем, открывают для посещения послуживший выставочной площадкой храм редко и для немногих.

Ростов Великий. Монастырский уклад

Выставочный проект состоит из двух частей: «Ростов Великий» - серия работ Владимира Куприянова, фрагменты фресок руинированных храмов Ростовского района Ярославской области; «Монастырский уклад» - фотографии молодых начинающих фотографов, принимавших участие летом 2010 года в воркшопе, который проходил в скиту Свято-Введенского мужского монастыря. Работы участников вокршопа размещены в трапезной за пределами богослужебной части храма. Восемь работ Владимира Куприянова, три из которых прошедшим летом демонстрировались в актовом зале при храме святой Татианы в рамках выставки «Двоесловие / Диалог», теперь находятся почти под самым потолком достаточно просторного домового храма МГОУ – Московского государственного областного университета.

 
 Открытие выставки Владимира Куприянова

Надо заметить, что фотографии сильно пострадавших фресок удивительно вписываются в обстановку храма, требующего основательного ремонта. Вздувшаяся и облупившаяся краска на стенах попадает даже в тон некоторых работ, так что граница между фоном и выставленным объектом не воспринимается.

Сакральная и секулярная фотография рядом

На открытии выставки присутствовали первый проректор МГОУ Сергей Дембицкий, проректор по административной и хозяйственной части Дмитрий Дружин, куратор выставки и клирик домового храма МГОУ диакон Федор Котрелев, художник Гор Чахал, участники проекта «Монастырский уклад», учащиеся фотошколы им. Родченко и другие. Всего в просторном храме собралось порядка двадцати человек.

Как отметил куратор проекта диакон Федор Котрелев, на выставке мы можем увидеть «искусство, которое органично служит делу Церкви, и убедиться, что дело наше едино». Фотографии участников воркшопа, размещенные в трапезной, отец Федор Котрелев считает интересными, но светскими, и подчеркивает разницу между сакральным искусством Владимира Куприянова и работами других фотографов.

 
 Владимир Куприянов и Сергей Дембицкий

Первый проректор МГОУ Сергей Дембицкий отметил, что поражен тем, как вписались работы Владимира Куприянова в атмосферу по крупицам восстанавливаемого храма. Может быть, считает проректор, и хорошо, что восстановление проходит не в одночасье: все в храме сделано усилиями пока немногочисленных прихожан.

Фотографии поврежденных фресок – на своем месте

Идея проведения выставки возникла летом, после проведения выставки «Двоесловие / Диалог», хотя данная экспозиция не является ее продолжением. «Идея повесить работы Владимира Куприянова в храме была предельно естественной. Совместимо ли творчество того или иного художника с храмовым пространством – это вопрос спорный, но когда человек делает очень нагруженные по смыслу фотографии фресок из православного храма, такой вопрос становится риторическим. Скорее на «Двоесловии» им было не место, а здесь они – там, где должны находиться», – объясняет диакон Федор Котрелев. Впрочем, отец диакон подчеркнул, что выставка ни в коем случае не является продолжением «Двоесловия».

Выбор храма также был прост: по благословению Святейшего Патриарха Алексия Второго именно диакон Федор Котрелев отвечает за все, что здесь происходит. Храм приписан к церкви Покрова Божией Матери в Красном селе, настоятелем его считается протоиерей Валентин Асмус, а еженедельную литургию совершают священники этого храма.

Выставка в пустом храме как миссионерский акт

«Выставка такая же скромная, как и вся наша здешняя церковная жизнь. Планируя выставку, я хотел в том числе привлечь студентов этого учебного заведения», – сказал диакон Федор Котрелев корреспонденту «ТД». По его признанию, вот уже пять лет он делает все, что в его силах, чтобы привлечь студентов в храм, в том числе ведет киноклуб, но результаты пока невелики. «Одной из целей этой выставки была цель миссионерская, но сейчас на вернисаже я не вижу ни одного студента», – отметил он.

На еженедельные литургии в домовый храм собираются одни и те же – сложилась очень небольшая община из преподавателей и студентов. Преподавателей в ней больше: на службе обычно бывает от одного до трех студентов и три-пять преподавателей и сотрудников. Всего в МГОУ учится несколько тысяч студентов, регулярные богослужения проходят уже пять лет. Но, как объясняет отец Федор Котрелев, почти все студенты вуза – жители дальнего Подмосковья, и приехать к восьми утра на литургию они не могут (к девяти, когда начинаются занятия, служба уже заканчивается). Воцерковленных студентов в МГОУ довольно много, но они посещают храмы по воскресеньям – поближе к дому. А днем храм закрыт, и просто зайти помолиться и поставить свечу возможности нет. Вероятно, это одна из причин того, почему даже найти дорогу к храму не так-то просто: о его существовании не знали ни на посту охраны, ни большинство студентов, которые встречались нам по пути на открытие выставки. Впрочем, храм действительно «запрятан» и найти его не так уж легко: нужно подняться на сцену в актовом зале на втором этаже, пересечь ее и спуститься в храм. Один из участников воркшопа и выставки «Монастырский уклад» заверил, что «если очень захотеть, сюда пустят». А художник Владимир Куприянов надеется, что даже вызвавший недоумение вопрос искавшего дорогу корреспондента о том, где в их университете домовый храм, может посеять в душах студентов семя, которое однажды принесет добрый плод. Сам автор экспозиции готов разместить в открытом доступе номер своего мобильного и встречаться со всеми желающими посетить выставку, даже если они будут приходить по одному или два человека.

Качественно новый уровень

 
 Работы на выставке под сводом храма
Владимир Куприянов рассказал корреспонденту «ТД», что для него интересно было выставить свои работы в храмовом пространстве, а не показать их большому количеству людей. «Пока не повесили последнюю работу, не было понятно, получится ли выставка. Даже если бы я делал это на один день, я бы это сделал», – говорит художник. Он считает, что это лучшая развеска, которая состоялась для этих работ за 6 лет, – а проект был многократно показан в России, на международных биенале и авторских выставках в Сингапуре, Эстонии, Швейцарии. «Такая вещь – я сам не верю», – делился Владимир Куприянов с друзьями, принимая поздравления.

«Конечно, это очень не шумная вещь. Но при этом я вырос на качественно новый уровень. Мне не нужна массовость, мне нужны люди, у которых есть к этому интерес. Эти маленькие вещи – на самом деле вовсе не маленькие», – говорит художник. Сопротивление при этом Куприянов ощущает немалое и испытывает своеобразное «упоение в бою». Для Европы, по его словам, пятнадцать человек на открытии выставки – это непривычно много.

Визуальный имидж России

Во время работы выставки планируется провести круглый стол на тему «Современный визуальный имидж России» и мастер-классы для студентов Университета и всех желающих –  «Современная фотография» и «Проектная фотография», которые проведут Владимир Куприянов и студенты Московской школы фотографии, участники воркшопов. По мнению Владимира Куприянова, современный визуальный имидж России, к сожалению, это Кремль и Рублево-Успенское шоссе; если съемки из провинции появляются, они не отражают жизнь людей, а нацелены на социальную критику или политическую пропаганду. Фотографии современной России перепечатываются из иностранных каталогов. Причины этого явления художник видит в диктатуре Советской власти: из-за того, что образ пролетария был всем надолго навязан, изображать жизнь простого человека стало просто неприлично – это воспринимается как возврат к коммунистическому прошлому.

После Рождества Христова, если на это будет получено благословение Священноначалия, Владимир Куприянов предполагает открыть в этом же храме новую праздничную экспозицию.

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале