Выставка в запертом храме
Ростов Великий. Монастырский уклад
Выставочный проект состоит из двух частей: «Ростов Великий» - серия работ Владимира Куприянова, фрагменты фресок руинированных храмов Ростовского района Ярославской области; «Монастырский уклад» - фотографии молодых начинающих фотографов, принимавших участие летом 2010 года в воркшопе, который проходил в скиту Свято-Введенского мужского монастыря. Работы участников вокршопа размещены в трапезной за пределами богослужебной части храма. Восемь работ Владимира Куприянова, три из которых прошедшим летом демонстрировались в актовом зале при храме святой Татианы в рамках выставки «Двоесловие / Диалог», теперь находятся почти под самым потолком достаточно просторного домового храма МГОУ – Московского государственного областного университета.
Открытие выставки Владимира Куприянова |
Надо заметить, что фотографии сильно пострадавших фресок удивительно вписываются в обстановку храма, требующего основательного ремонта. Вздувшаяся и облупившаяся краска на стенах попадает даже в тон некоторых работ, так что граница между фоном и выставленным объектом не воспринимается.
Сакральная и секулярная фотография рядом
На открытии выставки присутствовали первый проректор МГОУ Сергей Дембицкий, проректор по административной и хозяйственной части Дмитрий Дружин, куратор выставки и клирик домового храма МГОУ диакон Федор Котрелев, художник Гор Чахал, участники проекта «Монастырский уклад», учащиеся фотошколы им. Родченко и другие. Всего в просторном храме собралось порядка двадцати человек.
Как отметил куратор проекта диакон Федор Котрелев, на выставке мы можем увидеть «искусство, которое органично служит делу Церкви, и убедиться, что дело наше едино». Фотографии участников воркшопа, размещенные в трапезной, отец Федор Котрелев считает интересными, но светскими, и подчеркивает разницу между сакральным искусством Владимира Куприянова и работами других фотографов.
Владимир Куприянов и Сергей Дембицкий |
Первый проректор МГОУ Сергей Дембицкий отметил, что поражен тем, как вписались работы Владимира Куприянова в атмосферу по крупицам восстанавливаемого храма. Может быть, считает проректор, и хорошо, что восстановление проходит не в одночасье: все в храме сделано усилиями пока немногочисленных прихожан.
Фотографии поврежденных фресок – на своем месте
Идея проведения выставки возникла летом, после проведения выставки «Двоесловие / Диалог», хотя данная экспозиция не является ее продолжением. «Идея повесить работы Владимира Куприянова в храме была предельно естественной. Совместимо ли творчество того или иного художника с храмовым пространством – это вопрос спорный, но когда человек делает очень нагруженные по смыслу фотографии фресок из православного храма, такой вопрос становится риторическим. Скорее на «Двоесловии» им было не место, а здесь они – там, где должны находиться», – объясняет диакон Федор Котрелев. Впрочем, отец диакон подчеркнул, что выставка ни в коем случае не является продолжением «Двоесловия».
Выбор храма также был прост: по благословению Святейшего Патриарха Алексия Второго именно диакон Федор Котрелев отвечает за все, что здесь происходит. Храм приписан к церкви Покрова Божией Матери в Красном селе, настоятелем его считается протоиерей Валентин Асмус, а еженедельную литургию совершают священники этого храма.
Выставка в пустом храме как миссионерский акт
«Выставка такая же скромная, как и вся наша здешняя церковная жизнь. Планируя выставку, я хотел в том числе привлечь студентов этого учебного заведения», – сказал диакон Федор Котрелев корреспонденту «ТД». По его признанию, вот уже пять лет он делает все, что в его силах, чтобы привлечь студентов в храм, в том числе ведет киноклуб, но результаты пока невелики. «Одной из целей этой выставки была цель миссионерская, но сейчас на вернисаже я не вижу ни одного студента», – отметил он.
На еженедельные литургии в домовый храм собираются одни и те же – сложилась очень небольшая община из преподавателей и студентов. Преподавателей в ней больше: на службе обычно бывает от одного до трех студентов и три-пять преподавателей и сотрудников. Всего в МГОУ учится несколько тысяч студентов, регулярные богослужения проходят уже пять лет. Но, как объясняет отец Федор Котрелев, почти все студенты вуза – жители дальнего Подмосковья, и приехать к восьми утра на литургию они не могут (к девяти, когда начинаются занятия, служба уже заканчивается). Воцерковленных студентов в МГОУ довольно много, но они посещают храмы по воскресеньям – поближе к дому. А днем храм закрыт, и просто зайти помолиться и поставить свечу возможности нет. Вероятно, это одна из причин того, почему даже найти дорогу к храму не так-то просто: о его существовании не знали ни на посту охраны, ни большинство студентов, которые встречались нам по пути на открытие выставки. Впрочем, храм действительно «запрятан» и найти его не так уж легко: нужно подняться на сцену в актовом зале на втором этаже, пересечь ее и спуститься в храм. Один из участников воркшопа и выставки «Монастырский уклад» заверил, что «если очень захотеть, сюда пустят». А художник Владимир Куприянов надеется, что даже вызвавший недоумение вопрос искавшего дорогу корреспондента о том, где в их университете домовый храм, может посеять в душах студентов семя, которое однажды принесет добрый плод. Сам автор экспозиции готов разместить в открытом доступе номер своего мобильного и встречаться со всеми желающими посетить выставку, даже если они будут приходить по одному или два человека.
Качественно новый уровень
Работы на выставке под сводом храма |
«Конечно, это очень не шумная вещь. Но при этом я вырос на качественно новый уровень. Мне не нужна массовость, мне нужны люди, у которых есть к этому интерес. Эти маленькие вещи – на самом деле вовсе не маленькие», – говорит художник. Сопротивление при этом Куприянов ощущает немалое и испытывает своеобразное «упоение в бою». Для Европы, по его словам, пятнадцать человек на открытии выставки – это непривычно много.
Визуальный имидж России
Во время работы выставки планируется провести круглый стол на тему «Современный визуальный имидж России» и мастер-классы для студентов Университета и всех желающих – «Современная фотография» и «Проектная фотография», которые проведут Владимир Куприянов и студенты Московской школы фотографии, участники воркшопов. По мнению Владимира Куприянова, современный визуальный имидж России, к сожалению, это Кремль и Рублево-Успенское шоссе; если съемки из провинции появляются, они не отражают жизнь людей, а нацелены на социальную критику или политическую пропаганду. Фотографии современной России перепечатываются из иностранных каталогов. Причины этого явления художник видит в диктатуре Советской власти: из-за того, что образ пролетария был всем надолго навязан, изображать жизнь простого человека стало просто неприлично – это воспринимается как возврат к коммунистическому прошлому.
После Рождества Христова, если на это будет получено благословение Священноначалия, Владимир Куприянов предполагает открыть в этом же храме новую праздничную экспозицию.