Художник размышляет о Боге
Алексей Лидов |
Если говорить о выставке Гора Чахала, она не только не чужда русской культуре, она является прямым продолжением традиции русского религиозного искусства. Мне уже не раз приходилось говорить: это некий ответ на вызов времени, связанный с тем, что в нашей культуре редуцирована, сведена к минимуму сфера сакрально-художественного. Эта сфера не является собственно церковной или специфически религиозной, я имею в виду, специфически православной, мусульманской или иудейской. Это та сфера, где художники в разных областях культуры - литературе, живописи, кино - размышляют о Боге. Это может быть иногда необычным или даже шокирующим размышлением, но это очень важная сфера, которая затрагивает огромное количество людей, и она всегда имела принципиальное значение для русской культуры.
Открытие выставки "Хлеб Неба". В центре - Гор Чахал |
Эта сфера была у нас невероятно развита: если мы вспомним всю великую русскую интеллигенцию 19 века - она вся воспитана на сфере сакрально-художественного. И Достоевский, и множество других имен легко приходят на ум. Именно в этом контексте может быть осмыслена такая фигура, как Михаил Булгаков с его великим романом «Мастер и Маргарита». С точки зрения канонической, церковно-православной то, что он пишет в этом романе, - ересь. Но правы ли мы будем, если мы отринем его размышления и ту человеческую драматургию, тот духовный поиск, который в этом романе есть и на котором выросло целое поколение, многие миллионы людей в Советском союзе? Для многих из этих миллионов роман Булгакова заменил Евангелие, поскольку оно было просто недоступно, а для многих - я это знаю точно - стал первым шагом к Богу, к чтению Евангелия и вообще к осознанию религиозных ценностей в принципе. Это характерный пример сакрально-художественного.
Мне кажется, то, что сейчас пытается делать Гор Чахал, он делает мужественно, в противостоянии, говоря на современном языке, «актуальному тренду», то есть тому, что «актуальное искусство» считает единственно правильным: будто сакральное ненужно, идея Бога неразрывно связана с тоталитарным сознанием и противоречит художественному. Есть целый ряд стереотипов, которые унаследованы современной культурой, так что сакральное не только не признается, а изгоняется как нечто нежелательное, в принципе чужеродное и враждебное.
В этом смысле важно, что крупный актуальный художник, который всей своей жизнью и всем творчеством доказал свое право на занятие этим искусством, говорит: главный смысл искусства - это воплощение сакральных идей, и искусство когда-то родилось из идеи Бога и из формы поклонения Ему, а потом утратило эту связь со своей основой, своим стержнем. Это необходимо вернуть, утверждает Гор Чахал, это единственный способ сделать искусство, в том числе современное искусство, интересным не только узкому кругу ценителей и маргинальных знатоков, опять сделать его интересным обществу. Это очень важно и для Православия в целом, потому что именно эта сфера может стать той площадкой, где могут быть опробованы новые подходы, технологии, идеи, которые затем смогут быть применены и в современном православном искусстве - применены так, чтобы это искусство воздействовало на современных православных людей, а не выглядело как сейчас - зачастую, как мертвый муляж, как застывшая схема, которым поклоняются по привычке, но с которыми нет живого контакта.
Неживое искусство уже не выполняет своей роли - быть посредником между человеком и Богом. А то, что мы сейчас видим, это огромная проблема. Если мы говорим об обращении Православия к людям, в том числе и очень простым, православное искусство тоже должно воздействовать на зрителя. Вряд ли нынешнее обилие дешевого золота и умильные розовощекие лица могут быть действенными для современного человека, который приходит к Православию.
Я хотел бы сказать, что в этом смысле выставка «Двоесловие/Диалог» в притворе храма святой Татьяны, организованная тем же Гором Чахалом, была очень важным событием и шагом в абсолютно правильном направлении. Хотя у меня есть вопросы к художественному качеству отдельных работ, но в целом само установление диалога - это, мне кажется, колоссальная победа всей нашей культуры. Так что я хотел бы, пользуясь этой возможностью, поблагодарить отца Максима Козлова и Гора Чахала, и всех людей, которые занимались этой выставкой, за их мужество, терпение и, если хотите, духовную стойкость.
Подготовила Александра Сопова