Николай Агафонов: «Я отрицательно отношусь к понятию "православный писатель"».
Перед тем, как слово взял писатель протоиерей Николай Анафонов, сотрудники издательства «Никея» поделились своим видением современного «православного» книжного рынка: «Существует большая проблема. Сложился некоторый замкнутый мир церковной литературы, где продаются книги, которые проходят по разным категориям, в том числе - по принадлежности к церковной тематике. Но под видом православия в церковные книжные магазины попадает, к сожалению, большое количество графомании. Одна из задач, которую мы перед собой ставим - выход из этого замкнутого мира на обыкновенные книжные прилавки, где покупают книги обыкновенные, может быть, пока далекие от Церкви люди, чтобы они могли познакомиться с христианской литературой. Пусть рядом лежат книги чудовищного содержания, но это дает шанс, что слово Церкви, слово о Христе выйдет к людям».
Обложка аудиокниги "Свет золотой луны" |
Затем протоиерей Николай Агафонов рассказал о своем понимании литературного труда. Название первой книги, вышедшей в 2005 году, - «Неприкаянное юродство простых историй» - вполне точно характеризует «творческий метод» автора. Отец Николай признается, что идеи всех его рассказов, повестей, романов - из жизни, причем «в жизни порой бывает круче, чем в литературе». Это положение он иллюстрирует таким случаем: один из его ранних рассказов, очень популярный - «Победа над смертью» - о том, как в старости один за другим пришли к вере и повенчались двое стариков, написан под впечатлением о реальной истории. Как-то пожилая женщина пожаловалась отцу Николаю, что ее приход к вере стал поводом для конфликтов с мужем, с которым она прожила в мире и согласии 45 лет. Эта история и легла в основу рассказа. Но писатель не мог смириться с трагизмом ситуации и сочинил счастливый финал: жена заболевает, муж приходит к вере, и старики перед смертью венчаются - «они конфликт преодолевают, это моя мечта». «Реальность оказалась еще удивительней», - рассказывает протоиерей: однажды на службу к нему пришла пожилая пара и попросила совершить венчание. Оказалось, что они, неверующие, прочли этот рассказ и решили повенчаться сами. «Интересно, - отмечает отец Николай, - что в рассказе у меня был герой полковник, а в жизни пришел генерал!»
Свою любовь к «острым» темам и сюжетам писатель объясняет тем, что именно в критических ситуациях все свойства души обостряются. Отец Николай имеет «благой помысел» - он верит, что именно в таких случаях максимально проявляется величие человеческого духа. Критические ситуации - основа всех повестей нового сборника «Свет золотой луны» (Никея, 2010). Повесть «Свет золотой луны» - о чеченской войне, «Да исправится молитва моя» - о монахине, пережившей две войны, «Красное крещение» - о новомучениках.
После выступления писатель ответил на вопросы. Писателя Максима Яковлева интересовало, как отец Николай относится к терминам «православный писатель» и «православная литература».
«Я отрицательно отношусь к понятию "православный писатель", - говорит Агафонов. - Есть литература хорошая, есть плохая. Христианская литература - та, в которой действует Промысел Божий». Конечно, то, что сейчас называют «православной литературой» - явление новое, такого в XIX или ранее не могло быть: Православие пронизывало все, и в этом смысле Толстой не менее православный писатель, чем Достоевский. Повышенный интерес к православной литературе (при всей ее, порой, художественной слабости) объясним: «я пришел к вере, мне интересно, как другие пришли?». Агафонов также считает, что писатель должен «показать логику вещей» при том, что «жизнь может быть алогичной».
Отвечая на вопрос корреспондента «Татьянина Дня» о том, почему в его творчестве нет трагических финалов и подробно прописанных отрицательных героев, отец Николай ответил, что, по его мнению, финалы как раз чаще всего трагичны - например, часто герои умирают в конце, но у него всегда есть «христианский оптимизм» - вера в жизнь вечную после покаяния.
Второй вопрос от «ТД» - как писатель работает над историческими темами, много ли сил и времени уходит на подготовку, но то, чтобы вникнуть в контекст (отцом Николаем уже написаны роман об Иоанне Дамаскине, повесть о чеченской войне и первых годах советской власти; сейчас в работе - роман о Патриархе Гермогене). Протоиерей отшучивается: «писать исторический роман очень невыгодно: полтора года уходит на подготовку, полгода - на саму работу».
Представителей издательства «Никея» особенно интересовало отношение Агафонова к такому феномену как вдохновение. Может ли быть «темное» вдохновение? «Не бывает темного вдохновения, - уверен отец Николай. - Вдохновение бывает только Божественное, «сверху». А «снизу» бывает давление нашей греховности, духов злобы поднебесной. Но в настоящем художнике они должны быть побеждаемы». Все писатели, которые начинают подчиняться темным силам, приходят к саморазрушению. Первый признак действия в человеке темного начала - гордыня. На вопрос из зала «Что же делать, как этого избежать?» протоиерей отвечает: «Молиться надо. Всем, не только писателям».