«Влез на чердак Моисей...»

Если б я сейчас была ребенком, великий праздник Воздвижения приходил бы ко мне в теплые сентябрьские дни торжественно... вприпрыжку («припрыжкой», как мы говорили в детстве) – веселой подпрыгивающей походкой 8-го ирмосного гласа: «Влез на черда-ак Моисей...»


Воздвижение Креста Господня

Если б я сейчас была ребенком, великий праздник Воздвижения приходил бы ко мне в теплые сентябрьские дни торжественно... вприпрыжку («припрыжкой» как мы говорили в детстве) - веселой подпрыгивающей походкой 8-го ирмосного гласа: «Влез на черда-ак Моисей...» Древние пророки и цари представлялись бы мне очень веселыми людьми: псалмопевец Давид в светлый и радостный праздник Пасхи «пред сенным ковчегом скакаше играя»[1], суровый обладатель длинной белой бороды и узловатого посоха пророк Моисей карабкается на чердак... Впрочем, про чердак - это, конечно, шутка: так благочестивый, но с трудом понимающий заковыристые церковнославянские обороты церковный народ любовно переиначил первый ирмос воздвиженского канона «Крест начертав Моисей», который помимо самого праздника целый месяц поется в качестве катавасии в воскресные и праздничные дни. Что же делал Моисей, если никуда не залезал?

А он начертав крест, пересек посохом (жезлом) Чермное (т.е. Красное) (море)вдоль (по-ц.сл. «впрямо») для Израиля (израильского народа), шедшего пешком, и еще против фараоновых колесниц («обратно фараоновым колесницам»), ударив поперек («вопреки»), соединил (именно это означает ц.сл. глагол «совокупить») (разделенные половины моря), изобразив непобедимое оружие (т.е. Крест Христов). Никодим Святогорец в своем толковании воздвиженского канона говорит, что греческий глагол «начертывать» означает не только «провести черту» (в буквальном смысле), но и «прообразовать», «предызобразить символически» (http://vozdvizhenie.paskha.ru/Bogoslovie/Tolkovanie_kanona). Так еще задолго до искупительной крестной смерти Спасителя, пророк Божий победил врагов силой Его Креста.

Что же такое катавасии, как и когда их поют? И почему, кстати, в современном русском языке это слово насмешливо обозначает неразбериху и путаницу? Греческое katabasía происходит от глагола katabaínō «схожу вниз», «спускаюсь»: в монастырском обиходе (где и складывался устав) служба пелась на два хора, и для пения катавасии оба хора спускались со своих клиросов и сходились на середине храма, чтобы вместе спеть этот заключительный ирмос (катавасия и есть ирмос этого же или другого канона). При выстраивании певцов мог образовываться беспорядок, отчего и возникло такое переносное, несколько уничитжительное, значение. Надо уточнить, что не всякий ирмос, поющийся в конце песни канона, называется катавасией, но только тот, что поется на воскресных и праздничных (от славословной и выше по уровню[2]) службах (таковые в Типиконе (Уставе) обозначаются знаком красного цвета[3]). Будничные богослужения лишены катавасий: на них по 3, 6, 8 и 9-ой песне канона поется т.н. покрывающий ирмос - ирмос соответствующей песни последнего из читающихся на данной службе канонов. Так, если в будний день бывает обычная служба двум святым, то читается один канон Октоиха и два Минеи; в качесвтве покрывающих ирмосов берутся ирмосы второго канона Минеи (3, 6, 8 и 9-ой песен).

Таким образом, при сравнении катавасии с будничным покрывающим ирмосом, видим 3 ее главных характерных черты: во-первых, она поется после каждой песни канона; во-вторых, по уставу, катавасия должна петься не на клиросе, а на сходке в середине храма и обоими хорами; наконец, самое важное и страшное - выбор катавасии определяется периодом года, а не данным конкретным днем и только им, как с покрывающим ирмосом. Это значит, что весь церковный год разбит на периоды, разные по протяженности, и в течение каждого поется определенная катавасия. Начинается церковный год 1 (по ст. стилю, а по новому 14) сентября.

С 1 по 21 сентября (чтобы получить дату по новому стилю, нужно прибавить 13 дней)[4], до отдания Воздвижения, поется катавасия «Крест начертав» (ирмосы Воздвижения), 8 глас[5].

С 22 сентября по 20 ноября, до предпразднства Введения во храм Прсв. Богородицы, - «Отверзу уста моя», 4 глас.

С 21 ноября по 31 декабря, до отдания Рождества Христова, катавасия рождественская - «Христос раждается», 1 глас.

С 1 по 14 января, до отдания Богоявления, - крещенская катавасия «Глубины открыл есть дно», 2 глас.

С 15 января до отдания Сретения - сретенская катавасия «Сушу, глубородительную землю», 3 глас. Отдание Сретения не всегда приходится на один и тот же день (иногда - на Сырную седмицу или 1-ую седмицу Великого поста, т.е. время пения Постной Триоди). В обычной ситуации отдание бывает 9 февраля.

С отдания Сретения до 1 августа, кроме воскресных дней Великого поста и всей Пятидесятницы, - катавасия «Отверзу уста моя», 4 глас.

С 1 по 6 августа, от начала Успенского поста до Преображения включительно, - опять же «Крест начертав».

С 7 по 13 августа - «Лице Израильстии», 4 глас.

С 14 по 23 августа, от предпразднства до отдания Успения, - катавасия «Приукрашенная Божественною славою», 1 глас.

С 24 августа до 1 сентября, до отдания Воздвижения, конца церковного года - снова катавасия «Крест начертав», 8 глас. Однако, на эту стройную систему накладываются особенности, связанные с периодами пения Постной и Цветной Триодей[6]. Что касается Постной, то особенностей 3: 1) в Неделю (т.е. вс.) мытаря и фарисея и во 2, 4, 5 недели поста катавасия «Отверзу уста моя»; 2) в Неделю блудного сына, мясопустную и сыропустную, а также в 1 и 3 вс. поста, в Неделю ваий и всю Страстную седмицу поется та катавасия, которая указана в Триоди; 3) если в будни поста совершается полиелейная служба (на Благовещение, храмовый праздник или 40 мчч. севастийских), то катавасия «Отверзу уста моя».

В период Цветной Триоди: 1) от дня Пасхи до ее отдания (на 39 день) - пасхальная катавасия («Воскресения день»); исключение составляют 2 дня: Преполовение и его отдание, когда поется «Море... еси» (8 глас); 2) в Неделю о слепом и на отдание Пасхи - вознесенская катавасия «Спасителю Богу» (5 глас); она же поется от Вознесения до его отдания - кроме неделе 7-ой по Пасхе; 3) в самый праздник Вознесения катавасия «Божественном покровен»; она же - в Неделю свв. Отец, 7-ую по Пасхе; 4) в Троицкую родительскую субботу поется катавасия Триоди; 5) от Троицы до ее отдания - «Божественном покровен»; 6) и в Неделю всех святых (конец Триодей) - «Отверзу уста моя». Так в общем выглядит устав о катавасиях; он изложен в 19 главе Типикона.



[1] 3-ий тропарь 4 песни канона Пасхи

[2] Славословная служба - служба, на которой поется великое славословие (на обычной будничной читается вседневное славословие); более высокая по уровню - полиелейная служба: в ее состав входит полиелей - пение стихов «Хвалите имя Господне» (из 143 и 135 псалмов), при котором духовенство выходит на середину храма; еще выше - служба с бдением, когда празднуемая память предполагает всенощное бдение (великую вечерню с утреней), как то бывает накануне воскресеного дня.

[3] Катавасия может петься и в некоторые другие дни, но их очень мало - это мясопустная и троицкая родительские субботы.

[4] Во всех богослужебных книгах, а потому и в церковно-учебной литературе даты даются по старому стилю, поскольку Церковь живет по старому, юлианскому календарю.

[5] Напомним, что гласы здесь особые, ирмологические. В церковном обиходе различаются 8 тропарных, 8 стихирных и 8 ирмологических гласов. Некоторые тропарные и стихирные, стихирные и ирмологические гласы совпадают.

[6] Триодью называются 2 богослужебные книги, содержащие службы для подвижных дней годичного круга (т.е. зависящих от Пасхи), и имеющие неполные каноны, не из 8 или 9 песней, как обычно, а из 3 (трипеснцы), 4 (четырепеснцы) и из 2 (двупеснцы). От трипеснцев (odē по-греч. «песнь») книги и получили название. Одна из них называется Постной и охватывает приготовительные дни к Великому посту и самый пост; другая - Цветной и включает богослужения Пасхи и дней до Недели Всех святых.



Фотографии: vozdvizhenie.paskha.ru




Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале