Против лома. Нужно ли работать на пределе сил?
Фото: iStock |
Короче, самое главное убеждение в жизни у моего папы такое: нельзя не работать. Нет, даже так — нельзя не работать на пределе сил.
Он вставал каждое утро в 6.50, ехал в автобусе (хотя у него всю жизнь была машина, «Москвич»), отрабатывал 8-часовой день (если на объекте проблемы, то и больше), обедал супом из пол-литровой банки, по пути заходил в гараж, возвращался домой к позднему ужину... А на выходных, в сезон, ехал в деревню, чтобы выращивать там овощи, которые мы будем есть круглый год. И никак иначе. И если вдруг ты не чувствуешь изнеможения, значит, что-то не так. Тебя могут потребовать к ответу, и… поставить «горбатиться» с ломом над мерзлой землей.
Но я не думаю, что работать нужно только на пределе своих сил и зарабатывать только в сложнейших условиях выживания.
Во-первых, можно быть землевладельцем… Нам бы это с мужем очень подошло. Мы оба — творческие люди, готовы с утра до вечера придумывать рассказы, сочинять пьесы, перекладывать книги с места на место в нашей обширной библиотеке, упоительно обсуждать новый фильм Кристофера Нолана. И если бы у нас была лишняя квартира в Москве, мы бы так и делали. Без зазрения совести.
Во-вторых, можно зарабатывать творчеством в качестве фрилансера. И это совсем не похоже на советскую рабочую модель, которая осталась в голове не только моего отца, но и большинства жителей постсоветского пространства (доброй половины земного шара). Тут упорным трудом не обойдешься. Тут иногда нужно просто выйти из дома в середине рабочего дня и час вышагивать (как Маяковский) идею, сюжет, вдохновение в близлежащем сквере. Иногда нужно отправиться в кафе, заказать пирожное и кофе. Главное, не забыть ноутбук. Иногда можно писать до полуночи, до трех ночи, до утра, а потом отсыпаться следующий день, и проснуться к вечеру с чувством выполненного долга. Все это рядовые моменты рабочего процесса блогера, автора статей, сценариста, писателя, ну и фотографа, керамиста, художника, только с другим инвентарем и антуражем.
А в-третьих, можно ведь быть мамой… Для женщины должна остаться опция не ездить на работу каждый день, а воспитывать детей. Если ей так хочется, если это то, о чем она договорилась с супругом, если это полностью соответствует ее внутреннему устройству и желаниям. Она ведь имеет на это право? Думаю, ее упорный труд похлеще, чем у рабочего с ломом!
Фото: Action-reaction-training.com |
Мы все (поколение X) прекрасно помним времена, когда было так, как привык мой папа. Как, он верит, должно быть. Когда за несоблюдение схемы привлекали к суду. Сейчас мы цитируем протокол суда над Бродским и думаем: неужели все это правда, а не художественное произведение какого-то талантливого фантаста?
Когда я была маленькая, просила папу будить меня на выходных в 7 утра, чтобы проснуться и ощутить невероятное удовольствие о того, что можно снова упасть на подушку и спать дальше, сколько влезет. Сейчас, работая фрилансером, я встаю каждый день по будильнику, но делаю это с удовольствием, потому что занимаюсь тем, что мне нравится. Но если вдруг у меня в середине рабочего дня заболит голова, я лягу поспать, а вечером вернусь к рабочему процессу. Я могу взять сама себе отгул дня на три, и это замечательно! А еще я могу выйти в середине дня прогуляться.
Однажды я ушла с должности преподавателя в англо-американской школе в Москве, чтобы мыть полы в храме. И мне стало намного легче и приятнее жить и работать… Не помню, что тогда сказал папа. Я, наверное, не спрашивала. Потому что лучше, чем ты сама, тебе никто не скажет, кем работать, насколько отдаваться труду и какие критерии успеха в работе выбирать: счастье или изнеможение.