Ответ богословия вызовам современной эпохи
Протоиерей Кирилл Копейкин (СПбДА) в своем докладе «Христианство в «конце истории», основываясь на теориях и гипотезах современных ученых и философов - С.С. Аверинцева, Ф. Фукуямы, И.М. Дьяконова, С.П. Капицы, Х. Фон Ферстера и других - показывает, что человечество находится на пороге качественного изменения, перехода в принципиально новую форму существования. Причем это изменение и его признаки, в частности, снижение рождаемости, не связаны с кризисом христианской нравственности.
Мы попросили отца Кирилла прокомментировать выбор темы доклада: «Сейчас человечество, похоже, находится на границе глобального перелома и подлинные причины этого перелома для нас вряд ли ясны. Развитие стало настолько быстрым, что человек не успевает на протяжении своей жизни усваивать ту информацию, которая к нему приходит. Это происходит во всех странах, независимо от их конфессиональной принадлежности. Мы склонны ставить на первое место конфессиональные причины, но это утверждение, которое, как мне кажется, еще должно быть проверено. Конечно, трагично, что население сокращается, но в то же время экологи говорят, что население Земли в целом сегодня таково, что планета едва выдерживает эту нагрузку».
На вопрос о том, должна ли Церковь откликаться на открытия науки, техники, протоиерей Кирилл отвечает: «Я не думаю, что Церковь должна это комментировать. Просто мы должны понять, что всякий раз, когда Церковь высказывает какие-то богословские тезисы, она волей-неволей пользуется языком своего времени. Скажем, святоотеческое учение было сформулировано на языке поздней античности. Для этого философского и богословского языка ключевым было понятие «сущности». А сегодня в нашем современном контексте понятие «сущности» совсем не используется. Поэтому, мне кажется, если Церковь хочет быть услышанной и понятой современным миром и современным человеком, мы должны учитывать тот язык, на котором сегодня люди говорят. А это в том числе язык современной науки. Содержание христианского идеала не меняется. Мы видим, что на протяжение истории Церкви просто меняются формы его выражения, дабы соответствовать времени. Я думаю, с одной стороны надо беречь формы, традиции, язык, с другой стороны - оставаясь верным Преданию, надо быть способными сформулировать те же самые неизменные истины на современном языке».
Мы задали также вопрос о том, как можно соотнести в жизни современного христианина бег времени и вечность, «остановку времени» в Церкви. «Если понимать Вечность как остановку - то соотнести, конечно, не получится, - отвечает отец Кирилл. Но если каждый проживаемый момент соотносить с Вечностью, проживать максимально полно, то гармонии можно достичь».
Сергей Чапнин (Журнал Московской Патриархии) размышлял о «Богословии общения» в электронной коммуникации. «Информации становится все больше, а смысла все меньше», - констатировал он. Несмотря на многообразие форм общения, «невозможно утверждать, что проблемы как содержания, так и формы общения нашли свое убедительное решение». Наоборот, проблем сегодня достаточно. «Зримым выражением проблем оглашения и катехизации стало широкое распространение в последние два десятилетия нового для Церкви понятия «воцерковленный»», - отметил Чапнин. - «Выражением проблем, связанных с исповедью и духовной беседой, стало распространение такого явления как младостарчество. Проблемой церковных собраний стало отсутствие диалога, конструктивной дискуссии, и как следствие возникла готовность принять любое заранее подготовленное и одобренное начальством решение. Проблемой средств массовой информации стала подмена мнения Церкви мнением группы лиц, по сути дела манипуляция общественным мнением, идеологизация церковной жизни».
Может ли электронная коммуникация добавить к привычным формам церковного общения что-то принципиально новое? Сергей Валерьевич считает, что «Интернет-общение является дополнением к другим видам общения, но оно не имеет самостоятельной ценности, даже если кажется, что оно может получить приоритет».
Дискуссионным стал доклад протоиерея Павла Великанова (МДА) о кризисе пастырского служения и синдроме профессионального выгорания у священнослужителей. Об этой проблеме в последнее время начали говорить и в Русской Православной Церкви, например, этим вопросом озабочен епископ Пантелеимон (Шатов) в отношении волонтеров и людей, занимающихся разными формами социального служения. В отношении священников о выгорании всерьез пока не говорилось. Между тем, в Католической церкви с этой проблемой столкнулись давно и в большом масштабе, даже разработали программы реабилитации. Судить об их эффективности нам трудно. Как показал в докладе протоиерей Павел, в святоотеческом наследии наиболее близки выгоранию понятия «уныния» и «окамененного нечувствия». Очевидно, что переживание этих состояний крайне тяжело, однако в том, что они попускаются можно усмотреть педагогическое действие Промысла Божия. Отец Павел предполагает, что «смысл «выгорания» - когда человеческого материала уже не остается, когда все выжжено и стало пустыней ... - стать «купиной неопалимой», невыжегаемым носителем Божественного Света». То есть исцеление - в предании себя в руки Божии.
Также на секции были прочитаны доклады «Христианский университет в современном образовательном пространстве» (проф. прот. Владимир Воробьев (ПСТГУ)), «Персонализм православной аскетики и имперсонализм современных идеологий» (А.М. Малер (ИФ РАН)), «Тайна Искупления и Таинство Покаяния: несколько небогословских рассуждений» (проф. В.К. Шохин (ИФ РАН; МГУ)), «Кризис личности и кризис семьи» (проф. прот. Владислав Свешников (ПСТГУ)).