Воспитать миссионера
- Андрей Борисович, что значит подготовить миссионеров?
- Дать образование, воспитание, церковное мышление и навыки общения с людьми и навыки донесения смысла до самых разных людей.
- Как это сделать?
- В результате многолетних трудов мы пришли к тому, что даем светское образование (диплом университетский) и одновременно с ним второе - богословское примерно в размере семинарии (диплом о дополнительном образовании). Причем светское образование с точки зрения нашего мировоззрения, нашей христианской веры. И есть еще третий компонент - практика, которая начинается после первого курса.
Перед практикой даем студентам курсы педагогики, возрастной педагогики, психологии, риторики и еще кое-что.
Первая практика - летний детский лагерь, где они трудятся в качестве воспитателей или организаторов, например в Подмосковье Архангельской епархии. В хорошем варианте летний лагерь для ребятишек - то, чего они ждут целый год. И даже за 2-3 недели православный лагерь может дать в плане воспитания и возрастания духовного больше, чем воскресная школа за год.
Наши студенты учатся, как лагерь, как общаться со своими почти сверстниками. Вместо лагеря они могут вести подростковый клуб, но практика общения с ребятишками обязательна.
Во второй год мы готовим их к проведению уроков в общеобразовательной школе и бесед на самые серьезные темы: Кто я такой? В чем смысл жизни? Что такое любовь, дружба, брак, целомудрие и так далее. И в весеннем семестре второго курса они проходят практику в школу. Это значит, что они должны уметь войти в класс, поздороваться, дать тему, уметь управлять вниманием класса, заинтересовать ребят и в конце концов урока-беседы-диалога вывести их на правильное понимание всех этих проблем.
Ребята - очень чуткие. Они мгновенно чувствуют любую фальшь. Поэтому тот, кто ведет беседу, должен сначала через себя, через свое сердечко пропустить, все знания - и богословские, и по истории, религии, по самым различным предметам. Иначе ничего из беседы не выйдет.
- Сразу вопрос: у Вас насыщенная программа, а для того, чтобы пропустить все это через себя, не просто запомнить, а именно прочувствовать сердцем, нужно время. А если человек не успевает за программой, если ритм его понимания с ней не согласуется?
-Это вопрос о мотивациях. Кому это не интересно, отсеиваются. А кто хочет учиться, как-то успевает. Реально, действительно успевают не только получать два диплома, но и успешно заниматься практикой.
Следующие за вторым два курса - практика работы в молодежном коллективе, в команде.
И это все студенты с энтузиазмом осваивают. Значит, требуемые знания не так глубоко лежат, чтобы не могли пройти через сердце. Просто нужна работа, нужен труд. И к этому труду мы стараемся студентов приучить.
- Куда идут трудиться Ваши выпускники? Вы поддерживаете с ними связь?
- На самом деле, у нас и дневники, и вечерники, и заочники. Контакты поддерживать стараемся, но у нас для этого не много возможностей и бывает, что упускаем людей.
Наши выпускники трудятся очень во многих всех воскресных школах, семинариях и духовных училищах, в образовательных школах, в вузах... Многие пишут прекрасные дипломы, которые составляют половину диссертации, и потом защищаются в аспирантуре. Университетское образование тогда является университетским, когда получивший его человек может самостоятельно работать практически в любой гуманитарной области, что и происходит.