Христиане на дороге: молиться о жертвах ДТП, каяться в нарушении правил
Священник Павел Конотопов, клирик храма святой мученицы Татьяны и приписного храма во имя преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, считает, что христианин не может оставаться безучастным к тем гражданским правилам и законам, по которым живет та страна, в которой он существует. «Мне кажется, большинство из этих правил и законов вытекают из двух источников: непосредственно из заповедей и из того разума и здравого смысла, который Господь дал человеку», — говорит священник. Поэтому было бы вполне логично, стремясь к нравственному христианскому совершенству, соблюдать и те законы, по которым живет наша большая страна. «Другое дело, что мы сплошь и рядом сталкиваемся с тем, что реализация прав и обязанностей в нашей стране хромает, но это уже другой разговор».
|
Отец Павел рассказывает, как однажды за нарушение правил дорожного движения его остановил милиционер.
«Взяв мои права и размышляя о жизни в целом, он спросил меня, кто я и откуда. Я сказал, что я священник и служу в храме. Инспектор говорит:
— Ну а как же вы, батюшка, служите в храме, проповедуете и призываете к тому, чтобы все исполняли христианские заповеди, а сами — элементарные правила дорожного движения не соблюдаете?
Если честно, мне было нечего возразить на такую аргументацию, и я сказал, что должен понести ответственность: «Выписывайте мне, пожалуйста, штраф».
Милиционер меня по доброте душевной отпустил, но преподал запомнившийся урок по поводу того, что стремясь соблюдать заповеди Христовы, мы часто пренебрегаем тем, что элементарно, от чего зависит и наша жизнь, и жизнь окружающих», — закончил рассказ священник Павел Конотопов.
Отец Павел говорит, что сам всегда старается уступать дорогу людям, которые «очень торопятся и летают поперек и вдоль дороги», старается не реагировать эмоционально. «Мало ли, вдруг у него дома жена болеет. Пропустить-то можно», — напоминает себе священник.
|
Другой клирик храма святой мученицы Татьяны, священник Игорь Палкин, тоже имеет многолетний опыт вождения и каждый день приезжает в Москву на большом «Уазике».
Отец Игорь согласен с тем, что сегодня не превышать скорость — почти невозможно: машины стали настолько удобными, что скорость в них почти не чувствуется. А в тех местах, где ограничение скорости — сорок километров, редко увидишь хоть кого-то, кто ехал бы по правилам, если там не стоит пост ДПС. Но ставить перед собой задачу соблюдать правила христианин, конечно, должен обязательно, считает священник Игорь Палкин.
«К сожалению, правила дорожного движения, как и любой закон, не могут быть исполнены полностью: человек всегда что-то недоучтет. Поэтому закон тоже должен идти навстречу тем, кто его честно пытается соблюдать», — говорит отец Игорь. По его мнению, одна из основных функций инспекторов — кроме, естественно, профилактики и предупреждения больших ДТП — умение правильно отличить того, кто нахально нарушает правила грубейшим образом, может вызвать серьезную аварию и гибель людей, от тех, кто совершенно не хотел такого допустить, а случайно не заметил чего-то. Ведь правила таковы, что можно сделать очень грубое нарушение, совершенно того не желая. «Здесь инспекторы во многом похожи на священников — они должны увидеть, что человек хотел сделать, и судить его по намерению, а не только по совершившимся фактам», — сравнивает священнослужитель. При этом отец Игорь принципиально против того, чтобы называть милиционеров «ментами» или «гаишниками», считая это низким и недостойным.
Священник Павел Конотопов рассказал еще одну историю о принципиальном милиционере. Один близкий друг священника поехал однажды в Оптину Пустынь. При подъезде к монастырю висит знак «40 километров». А он — человек горячий: влетает под этот знак на скорости километров восемьдесят. Там стоит милиционер, тормозит его прямо перед монастырем. Выходит приятель отца Павла:
— Ой, простите, нарушил…
А инспектор отвечает:
— Ну, Бог простит, а у нас за это штраф полагается.
«И явил милиционер полную принципиальность даже по отношению к человеку, который полностью осознавал свою вину», — резюмирует отец Павел Конотопов.
Отец Игорь Палкин признается, что может не пропустить подрезающего. «Но у меня есть установка, что обязательно нужно пропустить любого, даже если он нахал и специально передо мной тормозит. Его надо пропустить — но мне не всегда хватает глубины моего сердца, чтобы это сделать», — поделился священник.
Отец Игорь признается, что у него самого поведение на дороге нередко становится предметом его исповеди, что ему бывает стыдно за то, что он ведет себя на дороге не так, как считает нужным. «Нарушение правил дорожного движения — такой же грех, как любой другой грех, особенно если он поведет к трагическим последствиям. Всегда можно подумать: вот, сейчас здесь на дороге никого нет, но если кто-то появится, случится авария и я окажусь виновен, как я потом буду расплачиваться перед Господом и перед своей совестью?», — замечает он.
По мнению отца Игоря Палкина, дорога — это место, где очень легко учиться смирению. Садишься в машину и не знаешь, доедешь или нет. В России на дорогах погибает 30 тысяч человек в год — это ведь почти сто человек в день. Это значит, что и вчера, например, погибли в авариях сто человек…
|
Генеральная Ассамблея ООН объявила третье воскресенье ноября Всемирным днем памяти жертв дорожно-транспортных происшествий в память о жертвах ДТП, утратах и страданиях их семей.
Сопереживая родным и близким погибших, Церковь понимает, что пережить трагедию потери близких людей особенно трудно без духовной поддержки, без молитвы за тех людей, у которых дорожно-транспортные происшествия отняли самое дорогое, что у них есть, — жизнь.
В связи с этим по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в воскресенье 21 ноября во всех храмах и монастырях столицы по окончании Божественной Литургии будут совершены заупокойные богослужения — Литии с поминовением всех, кто погиб в дорожно-транспортных происшествиях.