Тихий настойчивый голос одинокого «я»
А когда берешь в руки бинокль и увеличиваешь изображение во много раз, то обнаруживаешь типичную и уникальную жизнь каждого человека.
Каждое утро на автобусной остановке я вижу мальчика. Возраст - лет 10, а может 13, опрятная одежда, привычка постоянно подтягивать штаны, взгляд как будто бы внутрь себя, и всегда один. Он приходит на остановку каждый день, может ходить кругами, потом садится на скамейку рядом с остальными людьми, как будто ждет своего номера, но никуда не уезжает. Бывает, он перебегает дорогу, то на одну, то на другую сторону, по нескольку раз, чудно и, кажется, бесцельно.
А помните стариков в очереди на почте или в сбербанке? Они так редко стоят молча. Задают вопросы, возмущаются, спорят, уходя, оставляют карамельку «золотой ключик» в подарок кассирше, что была приветлива. Ведь так хочется просто поговорить... хоть с кем-нибудь.
Обладатель джипа, в пробке, оживленно «неодинок» с кем-то по телефону, музыка из динамиков - инъекция оптимизма, а спросишь про одиночество - становится похож на того «бегающего» мальчика: «Бывает, делать совсем не знаешь что, к друзьям не хочется, работа закончена, кино надоело, дома скука, а так взял машину и поехал гонять ночью по городу кругами, кругами, и уже как-то не одиноко», - вздыхает он.
И за каждым таким поворотом, в любом окне будет хотя бы кратковременная грусть, похожая на темного человека, задевающего плечом всякого идущего навстречу. Одиночество степенное в очках и с кожаным портфелем, одиночество неистовое в бокале с алкоголем, одиночество мятежное в давке у эскалатора метрополитена. Тихий, но настойчивый голос одинокого «я» старательно вьет веревки из человеческой души. И ей от этого как-то «не по себе»...
И сколько живет человек, столько и мучается. Как современник порой похож в своих переживаниях одиночества на античного предка, еще не знавшего Христа! Грустит, как Орфей, по безвозвратно утраченной любви, как Пигмалион - тщетно ищет совершенства в приходящих невестах (друзьях, близких - прим. ред), в жажде найти ту, что разделит его невыразимое внутреннее, как Нарцисс - мается от невозможности быть счастливым в одиночку, с самим собой.
А может, мы бежим одиночества, потому что боимся встретиться с нами... «всамделишными» и настоящими? Страшимся, что из нас, как из «ящика Пандоры», Бог весть что может посыпаться...
Пессимисты, от Шопенгауэра до Ницше, в унисон воспевали одиночество как данность, говорили, что виною всему «извечная даль, пролегающая между человеком и человеком».
Но, почему же мы не хотим принимать эту данность? Почему не выходит остановиться в поиске Того, самого Главного... Собеседника? Почему не получается отказаться от желания не быть одиноким?
Около недели назад мы разместили на сайте голосование «Знакомо ли вам чувство одиночества?». Большинство участников выбрали ответ «С Богом я не одинок» и, надо сказать, такие результаты не могут не радовать. Мы продолжаем разговор на вечную тему, пытаясь взглянуть на нее с разных сторон и позиций, дать диапазон мнений.
Сегодня - размышляем вместе с Николаем Бердяевым. Отрывки его эссе «Я и мир объектов. Опыт одиночества и общения» - попытка осмыслить одиночество человека через призму философии.
В дальнейшем «ТД опрос» покажет, насколько тема одиночества актуальна для университетских преподавателей. Они расскажут об одиночестве с позиций литературы, психологии, поделятся личным опытом.
Очевидно, «одиночество» было часто употребляемым словом в языке кино. Множество режиссеров старательно фиксировали различные оттенки его значения в своих произведениях. Об этом вы вскоре сможете узнать из обзора рубрики «Кинотеатр».
И в завершение своими советами о том, как воспринимать одиночество, с читателями «Татьяниного дня» поделятся православный священник и даже архиерей.
Итак, продолжение следует...