Убийца Пичушкин как герой нашего времени
Хотя, с другой стороны, обсуждение возможности изменения Конституции для переизбрания президента ведется, а в этом случае дискуссии нет, поскольку власти, видимо, придерживаются принципа: «Quod licet Jovi non licet bovi». С точки зрения обывателя, пожалуй, большого греха в некоем спецуказе не было бы, но это досужие домыслы. Непонятным остается только то, зачем этого убийцу собрались лечить: чего его лечить, коли он так или иначе умрет в тюрьме? Здесь гуманность государства налицо: умрет, да умрет исправленным, а не злодеем.
Такой логике можно только позавидовать, особенно читая новости, с этим делом связанные, потому что здесь о гуманизме по отношению к остальным согражданам говорить не приходится. Чудовищность ситуации как раз в том, что этот Пичушкин стал национальным, пусть и анти-, но героем. В голову приходит циничная мысль, что этого Пичушкина специально придумали. Стоит только посмотреть на его фотографии, как становится ясным, что он просто такой идеальный негодяй. А самое главное - психически здоровый. Каждое средство массовой информации сочло своим долгом во всех подробностях описать детство и юность новоиспеченого доктора Лектора, последовательность, орудия и последствия каждого убийства. Сравнение с замечательным доктором из фильма «Молчание ягнят» будет еще точнее, если в ближайшие дни состоится финальная пресс-конференция этого преступника, чтобы до конца всем дать понять, что хоть какие-то человеческие черты ему были присущи. Проблема и состоит в том, что закон жанра предполагает нарастание интереса, а вместе с ним - и (анти)симпатии к этому человеку. Так уж устроена масс-медиа, что все, кто подпадает в ее сферу влияния, уже не преступники, а «тема дня», «самая упоминаемая фамилия» и так далее. Тут же и блогосфера - обсуждают фигуру Пичушкина все.
Открытым остается вопрос, как конкретно будет увековечена память убийцы: про него снимут фильм или напишут книгу, создадут сайт пичушкин.net или сделают театральную постановку. При всей кажущейся абсурдности, такие шаги будут вполне закономерными, ведь публике интересен этот человек. Действительно, масштаб личности завораживает: «завалить», по его собственным словам, 60 человек - небанальное времяпрепровождение даже в наш жестокий век. Потому Пичушкин и интересен, что он станет зрелищем, к которому только и подавай хлеба.
К такой зрелищности он и сам готов: чего стоят его выступления в суде, как они ласкают слух - Павел Воля с его гадостями в лицо представителям шоу-бизнеса отдыхает в стороне: «Последнее слово я отдаю в пользу глухонемых», «Я сам был и судьей, и ментом, и прокурором». Не всякий такое и сказать придумает. Именно на этом примере становится очевидным, что далеко не все, что обществу дозволено, ему, этому обществу, полезно. Иногда все же стоит деликатнее подходить к тому общественному резонансу, который может подобное раскручивание образа вызвать. Если представить себе на минуту, что кроме как о поимке и о этапировании в колонию больше ничего не было бы известно широким слоям населения, то становится ясным, что никто бы ничего не потерял, а вероятно, приобрел бы. Скорее всего, о таких высоких материях мало кто из журналистов задумывался, просто слишком уж хороший новостной повод нарисовался. Но в сухом остатке может быть что-то очень неприятное: ведь такой злой гений всегда притягателен для ребенка - что Фантомас, что Фредди Крюгер, что теперь осужденный А. Пичушкин. Какие-то соответствующие игрушки появляются на прилавках, компьютерные игры... но все же это, хочется надеяться, лишь воспаленное воображение автора дает о себе знать.
При этом вопрос, почему его так долго ловили, как работали оперативники и сотрудники мура, остается явно на периферии интереса: и так ясно, что все как всегда, хотя если таких пичушкиных еще человек десять, то масштаб будет сопоставимым с последствиями крупнейших терактов, а это уже - национальная трагедия.
Опять же с точки зрения обывателя, гуманнее и для общества полезнее было бы мораторий разрешить ради него если не на один день, то, по крайней мере, в ходе «оперативно-розыскных мероприятий». А то ведь сбежит еще, не дай Бог, и, как в незабвенном фильме «Молчание ягнят», растворится в толпе. Очень бы этого не хотелось.