Духовная школа Ставрополя: учителя и начальники
А кто он - преподаватель семинарии? Позволит ли он списывать на экзамене? Снисходителен ли к собрату по служению, пришедшему сдавать сессию на заочном отделении? Что для него самое радостное, а что самое трудное в работе в духовной школе?
Когда-то на нашем сайте появлялись репортажи из стен Московской духовной академии и семинарии. Недавно наши корреспонденты побывали в Ставрополе. Мы задались вопросом: что нам могут рассказать здесь о студенческой жизни и о жизни «системы»? Нам удалось познакомиться с теми, кто преподает и учится в Ставропольской духовной семинарии. Сегодня мы публикуем ответы «начальствующих и учащих» на вопросы о том, как развивалась семинария и каково в ней учиться будущим священникам.
Экскурсию по семинарии для нас провел протоиерей Михаил Моздор, преподаватель истории Русской Церкви и основного богословия. И рассказал он нам не только об истории этой духовной школы.
- Что вы можете сказать о семинаристах как преподаватель?
- Для меня как преподавателя истории Церкви ощутима нехватка школьных знаний по истории и даже по географии. А вообще ребята очень разные, кто-то больше интересуется богослужением, уставом. Они приходят в основном после школы, три-четыре человека в год - после вуза, примерно столько же - после армии.
- Часто говорят о жестокой дисциплине в «бурсе». Много ли отчисляют из семинарии?
- Надо заметить, что сейчас отчислений стало гораздо меньше, чем в 90-е годы, когда народ хлынул, не зная толком, куда они идут. Сейчас молодежь имеет возможность познакомиться с жизнью священников и понять, что это не так просто. Здесь свой распорядок дня, частые богослужения, практически нет выходных дней, и, если человек чужд этой жизни, он за пять лет может это понять. Таких методов поддержания дисциплины, как в армии, у нас нет. Я служил в армии, и в мои времена уже отменили гауптвахту, зато могли отправить на ночь во двор со снегоуборочной лопатой: не хочешь замерзнуть - чисти снег. В семинарии на ночь на мороз никто не выгонит, но могут отправить чистить картошку, за совсем серьезные нарушения - сократить время летних каникул. В армию человек попадает фактически насильно - отдает долг Родине. А здесь он добровольно: если это не его, он может уйти в любой момент.
- Пересдача, «хвост» - совершенно житейские понятия для студента светского вуза. А для семинариста?
- На заочном отделении сложнее - всякие ситуации бывают. Практически на каждом курсе кто-то остается с «хвостами». А вот очников очень мало в этом списке - не более двух-трех. Вот только некоторые дипломные работы были защищены только в октябре. У заочников могут быть разнообразные проблемы: оторваться нужно и от семьи, и от прихода, и различные епархиальные мероприятия могут по времени совпасть с сессией. Но если большая часть предметов сдана, им могут пойти навстречу. Сейчас среди поступающих на заочное отделение только процентов 20 людей в сане, но часто бывает, что на вторую или третью сессию они приезжают уже священниками или диаконами.
- Семинаристы на экзаменах списывают?
- Попытки бывают, а там уж каждый преподаватель по-своему: кто-то балл снизит, кто-то предпочтет не заметить, особенно у заочников. Я обычно сажаю в аудиторию сразу всех, на первом ряду готовятся, но сидящие позади тоже могут участвовать в обсуждении, и я надеюсь, что хотя бы на экзамене у них что-то полезное в сознании зафиксируется.
- Регентское отделение справляется с подготовкой матушек для семинаристов?
- Владыка поощряет такие браки, и в этом проявляется его дальновидность. Семья батюшки должна быть особенной. Здесь интересы должны быть направлены в одну сторону. И у матушки должно быть понятие о постах и праздниках, ведь священнику негоже жить в храме одной жизнью, а в семье - другой.
- Когда воспитанники заканчивают семинарию, многим из них по 22-23 года. Их сразу рукополагают?
- Фактически да. Несколько человек в год принимают решение продолжать учебу в Духовной академии, обычно в Москве или Санкт-Петербурге. Редко кто несет послушание псаломщика, редко кого забирают в армию - но и такое бывает. Конечно, есть проблема в том, что священниками становятся очень молодые люди, но, если есть возможность, их направляют на многоштатный приход, где они набираются опыта. Правда, не всегда так получается: количество приходов возрастает непропорционально, молодого человека могут назначить настоятелем, и, если он не справляется, если возникают проблемы, владыка его переводит. Однако за пять лет семинарии человек все же приобретает очень серьезный опыт и дисциплины, и духовной жизни. И девушки в регентской школе, отрывающиеся от маминой опеки в семнадцать лет, попадают в непростые условия: у них особенно много послушаний, в том числе таких, ради которых приходится пропускать занятия. А еще надо учесть и издательскую деятельность семинарии, и миссионерскую... Есть сложность и в том, что многие преподаватели семинарии одновременно несут приходские послушания. Бывает, что и недоработка священников на приходе из-за этого ощущается. Сейчас в Ставрополе необходимы еще двадцать священников - и это без увеличения числа приходов. А по епархии - около ста.
- А ведь вскоре могут понадобиться еще учителя, способные преподавать основы православной культуры...
- Наши семинаристы уже заполняют этот голод в школах. Существует потребность пообщаться со священником, узнать что-то о праздниках, о традициях, об истории Православия. Здесь мы не придерживаемся строгой программы, чтобы точнее ответить на возникающие у слушателей вопросы, но занятия наши воспитанники проводят на регулярной основе. В приемнике для несовершеннолетних правонарушителей тоже постоянно проходят беседы. Но если говорить о преподавании ОПК, то думается, что разумнее заняться дополнительной подготовкой тех учителей, кто уже работает в школе, потому что кадровая проблема в Церкви стоит чрезвычайно остро.
Юность древней духовной школы
Живой рассказ об истории семинарии показался нам интересным. Ведь недавно в Ставрополе отмечали 160-летие этого учебного заведения, а через три года смогут отметить двадцатилетие. Программа нынешней семинарии едва ли напоминает программу дореволюционную. О том, как это получилось, нам также рассказывал прот. Михаил Моздор.
Впервые Духовная семинария на Кавказе была открыта в 1846 году по инициативе епископа Иеремии (Соловьева). Большое значение для развития семинарии имела деятельность святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского.
В 1918 г. семинария была закрыта большевистскими властями. В 1946 г. (юбилейном) она была открыта вновь. В суровые послевоенные годы в Советском Союзе она была первой возрожденной духовной школой, в которой нашли приют маститые преподаватели дореволюционных академий Русской Православной Церкви. Семинария на этот раз просуществовала всего 14 лет: в 1960 г. ее закрыли вновь. Но за эти четырнадцать лет она дала Церкви около 200 священнослужителей, многие из которых и по сей день плодотворно трудятся на ниве Христовой. Из стен Ставропольской семинарии того периода вышло четыре архипастыря: митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон (Докукин), епископ Пензенский Серафим, архиепископ Краснодарский и Кубанский Гермоген (Орехов) и архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Завгородний). Среди выпускников тех лет - регент патриаршего хора, профессор Московской духовной академии архимандрит Матфей (Мормыль).
В 1989 году по благословению владыки Антония (Завгороднего) было открыто Духовное училище; занятия проводились с февраля, т. е. фактически во втором семестре. В то же время строилось трехэтажное здание, и в сентябре в нем уже был освящен храм в честь свт. Игнатия. Владыка Антоний планировал, что курсы будут набираться человек по 15, время же было еще советское. Здание было разделено на две половины - для Духовного училища и регентской школы. К сожалению, владыке Антонию не пришлось увидеть плода своих трудов: он скончался, и на его место был назначен митрополит Гедеон. Он объявил о возрождении в Ставрополе Духовной семинарии. День 15 февраля 1990 г. - дата третьего возрождения Ставропольской духовной семинарии. Первым ее ректором стал доктор теологии архимандрит Макарий (Веретенников).
В 1991 г. ректором семинарии назначили архимандрита Евгения (Решетникова, ныне архиепископа Верейского, ректора Московской духовной академии и семинарии). За два с половиной года его трудов значительно возросли возможности библиотеки, был упорядочен учебный процесс и воспитательная работа с учащимися. Заботами архимандрита Евгения была учреждена газета СтДС - «Православное слово».
В связи с тем, что ситуация в стране изменилась и появилась возможность говорить о нуждах Церкви, в том числе о кадровой проблеме, наборы увеличились, и в Крестовоздвиженском храме открыли помещение для регентского отделения, потом был возвращен исторический корпус Архиерейских покоев, куда перенесли библиотеку и часть общежития.
Следующими ректорами СтДС были архиепископ Бакинский Валентин (Мищук, ныне митрополит Оренбургский и Бузулукский), архимандрит Никон (Лысенко), митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон (Докукин). Владыке Валентину достался очень непростой период: огромное количество бытовых и экономических проблем, ведь набирались новые курсы, и сложности возникали и с размещением, и даже с питанием. Позднее стоял даже вопрос о том, чтобы прекратить обучение на регентском и иконописном отделениях. При владыке Гедеоне завершился ремонт, стабилизировалась общая ситуация. Здание стоит на обрыве - удалось закрепить фундамент.
С 30 июля 2003 г. ректором СтДС является преосвященнейший Феофан, епископ Ставропольский и Владикавказский. Деятельность семинарии вышла далеко за рамки духовного образования. Воспитанники общаются со студентами светских вузов, проводят занятия и лекции в школах и лицеях, участвуют в конференциях, фестивалях духовной музыки - в основном в пределах епархии, но это несколько субъектов Федерации.
Сейчас набирают по 28-30 человек в год; в этом году ребят пришло поменьше, и, чтобы не всех подряд принимать, набор ограничили - 22 человека. Заочников в последние годы стало меньше, особенно после открытия Краснодарской духовной семинарии.
До революции, при Александре II, программа семинарии включала значительное количество общеобразовательных дисциплин, а богословские преподавались только в последние два года. Семинарии были открыты для выходцев из всех сословий, а выпускники могли свободно выбирать поле служения Церкви или государству. Для государства благодаря этому решалась проблема образования, а для Церкви проблема возникала: многие воспитанники вовсе не собирались принимать священный сан.
После революции духовных учебных заведений вообще долго не было, и когда они стали открываться, были составлены новые программы: в семинарии пришли люди, уже получившие полное среднее образование, и балласт общеобразовательных дисциплин был снят. Программы совершенствовались даже тогда, когда при Хрущеве в Советском союзе из восьми семинарий осталось три. А уже в 90-е годы стали открываться семинарии, которые имели возможность взять за образец программы Московской и Петербургской духовных семинарий.
Комментарий проректора Ставропольской духовной семинарии архимандрита Романа (Лукина)
- Кто он - нынешний семинарист?
- Это молодой, верующий человек, который из любви к Богу готов перевернуть весь мир; ему интересно все, что относится к духовной жизни. Дисциплина - это первое требование, поэтому, поступая в семинарию, молодые люди внутренне готовят себя именно к этому. Из соседних епархий приезжают около 30% воспитанников, многие из них и сан принимают в родных местах.
- Что самое трудное в попечении о семинарии и ее обитателях?
- Быть примером всегда, везде и во всем.
- А что самое радостное?
- Видеть, что добрая половина священников епархии - в прошлом твои ученики.
- На ваш взгляд, нет ли проблемы в том, что выпускаются и принимают сан совсем молодые люди? Бывает ли, что их назначают настоятелями, а не вторыми священниками?
- Наше священноначалие подходит к рукоположению очень серьезно. Любой кандидат в священники должен соответствовать очень многим каноническим требованиям, среди которых богословская зрелость. Чтобы молодой батюшка сразу стал настоятелем - и такое бывает, но очень редко. Как правило, это люди, имеющие дар рассуждения и духовной мудрости.
- Многие ли семинаристы выбирают монашество?
- Немного, но есть. Монахи - добровольные мученики на кресте своих скорбей и проблем общества. Сознательные герои, не ожидающие наград. Много ли таковых может быть?
- А многие ли продолжают учебу в Духовной академии (и в какой?)
- В год такое решение принимают и осуществляют два-три человека. Они становятся студентами Московской и Питерской академий.
- Что бы вам самому хотелось рассказать читателям сайта храма мученицы Татианы и студентам МГУ о Ставропольской семинарии?
- Думаю, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому по древней кавказской традиции приглашаю вас в гости к нам. Двери нашего Дома всегда открыты.
Фотографии предоставлены Болмасовым Александром
Продолжение следует...