«Сад желаний» Марии Городовой
«Половина моей книги - это читатели», - призналась Городова, говоря о том, что именно общение с людьми дало ей не только сюжеты, но и понимание наиболее актуальных проблем. Оказалось, что главное, что волнует людей – как ни банально, вечные ценности, но в отношении к их жизни. Жена изменила, ушла – есть ли любовь? Настигла болезнь и бедность – где справедливость? Если беды сыпятся на хорошего человека – куда смотрит Бог? И ведь эти вопросы ставятся через изложение невыдуманных жизненных историй, от откровенности и отчаянности которых в горле, порой, встает комок. Поэтому вопрос о пределах допустимой искренности встает здесь постоянно: надо ли смотреть на чужие открытые души? А началось все с того того, что Мария Городова написала в «Российской газете» колонку о собственной трагичной судьбе (она потеряла мужа, потом старшего сына), и это вызвало огромный отклик (ее история открывает и книгу «Сад желаний»). Ответом на ее откровенность стали письма, где люди делились своей болью. Поначалу журналист не знала, как вместить чужое горе, кому и как отвечать. Духовник и редактор единогласно советовали: по силам. И постепенно Мария втянулась, стала сама задавать темы (о смерти она писать зареклась), понимать, что сейчас нужнее. Ответы на письма с изложением самых сложных жизненных коллизий Городова находит в универсальном источнике: Писании, Предании и опыте Православной Церкви. На вопрос о смысле страданий – история праведного Иова. На письмо об измене – «Любовь долготерпит». Мария не пытается разбираться в конкретной истории – она дает ответ универсальный, вневременный и потому всегда верный. Это действительно работает: за ответом журналиста следует новая партия писем, и тема развивается вглубь и вширь.
«Если после публикации материала приходит 60-70 писем – значит, угадала, что-то поняла, если 20 – наверное, не то…», - рассказывает Городова. И добавляет: «Материалы такого плана требуют усиленной молитвы».
Еще одна особенность работы Городовой с читателями – в том, что она на страницах светской, официальной газеты говорит с позиций веры, настоящей, построенной на обращении к Богу, а не рождественско-пасхальных сувенирах. Для аудитории газеты, людей нецерковных (а таковых в стране большинство) это становится откровением. К тому же, Городова старается писать увлекательно, потому что в этом, по ее мнению, «вежливость писателя».
Пожалуй, стоит прокомментировать название – «Сад желаний». Участник встречи корреспондент «Российской газеты» Пьер Садибе сказал, что оно напоминает что-то из стихотворений Омара Хайяма. Это строчка одного из ранних стихотворений Марии Городовой. Истории, которые описываются в книге, и начинались-то обычно с желаний – власти, денег, любви, красоты. И если объектом желания становилось что-то недостойное или неподлинное – получалась трагедия. В современном мире, считает Городова, искушений (она называет их «манки») очень много – поэтому она называет его «сад желаний».
«Материалы этой книги – «снимок» с действительности, живой достоверный источник о нашем времени», - утверждает издатель «Никеи» Евгений Денисов. В этом он видит ценность «Сада желаний». Сама автор также считает этот формат очень правильным и актуальным, и работает над следующей книгой, построенной на тех же принципах.