Новый фасад православия
В минувшую субботу были обнародованы 10 лучших работ, вышедших в финал. Эти проекты меняют наше представление о православной архитектуре. Причем несколько проектов из финальной десятки, как стало известно «Труду», могут быть осуществлены после проведения конкурса на территории России, так что новаторству архитекторов порадуются не только парижане и гости города.
В списке финалистов оказались четыре российских участника, четыре французских и две международные команды. Победителя обещают определить в марте 2011 года. В этом номере мы публикуем все 10 работ.
Храм-волна
Французское общество архитекторов и девелоперов Мануэля Яновского и Московское архитектурное бюро «Арчгрупп».
Авторы спроектировали комплекс, состоящий из традиционного пятиглавого храма, интегрированного в стеклянный объем. Сквозь прозрачные стены можно видеть боковой фасад дворца на соседнем участке. Стеклянный навес накрывает сад, окружающий храм. Звонница находится в прозрачной воронке, образованной кровлей. Низко расположенные купола хорошо видны с улицы. Сама воронка играет акустическую роль во время перезвона, направляя основную звуковую волну вверх. Самым известным проектом Яновского является площадь Пикассо в пригороде Парижа Нуази-ле-Гран.
Петербургская классика
Архитекторы Михаил Филиппов (Россия) и Сергей Митрофанов (Франция). Они выполнили храм в стиле классицизма с традиционным русским пятиглавием. В таком стиле построены большинство соборов в России, включая Казанский, Исаакиевский, Сергия Радонежского на Таганке. Стоящее на холме здание с радиальными перспективными лестницами, газонами и цветниками пространственно перетекает в стеклянную крышу, увитую плющом и цветами. Основные проекты Михаила Филиппова: представительский особняк в Москве в Большом Афанасьевском переулке, еврейский театр на Таганской площади.
Храм-пирамида
Архитектурно-реставрационная мастерская «Вега». Авторы видят комплекс в традиционном новгородско-псковском стиле. Несмотря на русский вид, издалека церковь напоминает пирамиду, опоясанную стеклянной галереей, с которой можно наблюдать за богослужением, не находясь собственно в храме. Также галерея-ширма приближает образ проектируемого здания к облику недавно появившихся выставочных зданий на набережной.
Музейный экспонат
Французское архитектурное агентство под руководством Антони Бешю. Архитекторы предлагают оригинальное решение комплекса за счет освещения. Культурно-духовный центр предстает в виде типичного новгородского храма, спрятанного под огромный стеклянный куб, как в музее. Образец архитектуры и сокрытая в нем вера видятся автору чем-то очень важным и хрупким, тем, что необходимо защищать. В темное время суток в кубе работает синяя подсветка, а сам храм снизу освещается белыми прожекторами, создавая впечатление, будто свет идет откуда-то изнутри.
Храм, завернутый в бумагу
Архитектор Фредерик Борель из Франции. Борель создал проект комплекса, в котором уровень земли формируется цоколями и лестничными маршами первого этажа. Они поднимаются с улицы и отделяют, словно от затапливаемой земли, дворики и прочие прилегающие территории, которые выходят в сад. Одеяние церкви из стекла и бетона тянется и взвивается к небу. В Париже Борель знаменит благодаря проекту перестройка старого завода в школу архитектуры Валь-де-Сен.
Кремлевский стандарт качества
Авторский коллектив под руководством Елены Ленок (Россия). Архитекторы решили выполнить храм в традициях зодчества московской классики, представленной прежде всего соборами Московского Кремля. Отличительной особенностью стало широкое использование в облицовке наружных стен каменных блоков, металлических и изразцовых вставок, освященных и доставленных из многих храмов и монастырей России в дар Парижскому собору.
Парижские Кижи
Автор — архитектор Дюмон Легран (Франция). Легран попытался отразить в архитектурном сооружении русский дух. Он видит духовный центр как место, следующее современным культурным тенденциям. По замыслу храм выражает «спокойствие, необходимое для сосредоточения и духовных таинств». Авторы уверены, что именно к такому типу архитектуры относятся русские церкви. Действительно, по всему видно, что вдохновением для них служил знаменитый деревянный храм в Кижах.
Детский конструктор в лужковском стиле
Французское архитектурное бюро «Вильмонт и партнеры» и Моспроект-2. Авторы представили жюри проект урбанистического храма. Полупрозрачные купола прочно сидят на квадратном основании. В ночное время их подсвечивают, что смягчает впечатление от приземистой конструкции. Моспроект-2 хорошо знаком москвичам строительством торгово-офисного центра на месте снесенного исторического здания «Военторга» и комплекса «Охотный ряд». Жан-Мишель Вильмонт известен в России как автор домов в престижном подмосковном Плещееве.
Храм-ракушка
Архитектурное агентство Руди Ричьетти из Франции. Авторы изобразили церковь в виде огромного купола с пятью вырастающими из него куполами. Несмотря на то что архитекторы сравнивают здание с ракушкой, в его изгибах угадываются купола Собора Василия Блаженного на Красной площади. Согласно проекту, храм будет построен полностью из белого бетона.
Церковь в офисном стиле
Калининградская «Студия архитектуры» под руководством Олега Копылова. Концепция проекта — традиционный храм с узкими маковками куполов и множеством стеклянных элементов, как в офисном здании. В родном городе архитектор известен по часовне «Петр и Феврония», купола которой соединены между собой словно сиамские близнецы.