Из записной книжки
Уже девять месяцев служу в Казахстане. Три из них — в сане епископа. Невозможно привыкнуть к климату Алма-Аты: бывает, что за календарные сутки здесь поменяются все четыре времени года. Но к теплому духовному климату, который царит на православных приходах обеих столиц и в других городах и городках Казахстана, привыкать не пришлось. Храм здесь не только дом молитвы, но и место, где собирается крепкая православная община. Полноценных современных духовно-культурных центров построено мало — несколько из них откроются в ближайшее время — и прихожане используют любые помещения: часовни, сторожки, неустроенные сараи и погреба — только, чтобы по воскресеньям быть вместе.
Алматинское епархиальное духовное училище |
В российской глубинке мне не приходилось замечать такой любви к храму Божию. Никогда раньше я не видел такого числа смелых и открытых русских детей, ищущих общения со священником и стремящихся попасть в алтарь. Да и от конкурса в семинарию за последние десять лет, честно говоря, отвык. Не припоминаю, чтобы в России на пасхальном крестном ходе собор был бы окружен таким количеством прихожан с горящими свечами в руках, и среди них не было бы заметно ни одного пьяного лица. Редко бывало, чтобы в российских храмах каждый приходящий к тебе на исповедь смотрел бы на тебя с таким доверием и надеждой.
И именно здесь мне открылась глубина суровых строк Евангелия, обращенных, прежде всего, к пастырям Церкви Божией: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12: 36).
Официальная статистика говорит, что через 20 лет после падения ледяных пут государственного безбожия в Казахстане осталось 3,8% атеистов. Здесь около 3 000 мечетей, 270 православных церквей, 80 римо-католических приходов и — более 1000 (!) протестантских общин. Ислам толерантен. Есть сведения, что в минувшем году по статье за религиозный экстремизм подверглись преследованию всего лишь пять человек.
Убеждение в том, что религия требует совершенной терпимости и свободы, находится крови у каждого казаха и побуждает нас вспомнить принципы империи Чингиз-хана и законы Алтын Орды, насажденные на Руси завоевателем Батыем.
Здесь не вызывает удивления зрелище, когда считающий себя правоверным мусульманином чиновник с неподдельной радостью на лице приветствует в храме священнослужителей и народ пасхальным возгласом: «Христос воскресе»! И в порядке вещей наблюдать, как православный священник-казах заботится об увековечении на государственном уровне памяти своего непосредственного предка, хана-чингизида.
Вот несколько бывших протестантских пасторов — они молятся в алтаре собора в ожидании, как новое, теперь уже православное священноначалие, определит их дальнейшую судьбу. А вон — в углу храма — паренек из Ирана. Он пришел покреститься , чтобы потом зашить маленький крестик в тумар и, вернувшись на родину, носить его на груди вместе с исламскими текстами, тайно исповедуя веру в воскресение Того, кто, по версии Корана, не был распят.
Наша главная боль и печаль в Казахстане — отъезд русского населения. Он уже не носит катастрофического характера, как в 90-ые, но количество выезжающих семей год от года исчисляется тысячами. По государственной программе в год в Казахстан въезжают 25 000 семей оралманов — этнических казахов из сопредельных государств. Казахская нация собирается, и русские оказываются в меньшинстве.
А между тем, сокровище мирового деревянного зодчества, Вознесенский кафедральный собор в центральном парке Алма-Аты, выдержавший благодаря гениальному инженерному решению разрушительное землетрясение 1911 года, выглядит не только памятником русского гения и российской славы, но и остается подлинным форпостом Святого Православия в Центральной Азии. И мы призваны к тому, чтобы здесь бережно сохранять нашу веру и ревностно распространять ее, особенно среди тех, кто по своему рождению и крещению принадлежал к Матери Церкви, но отпал от нее, поддавшись поверхностному соблазну сектантской проповеди.
Вознесенский Кафедральный собор города Алматы |
Белки, которые наполняли парк у собора весной, неизменно стреляя колючими глазками вослед священникам и прихожанам, спешащим к Божественной Литургии, едва опустилась летняя жара, ушли в горы Тянь-Шаня. Китай, Иран — совсем рядом. Подумать только! Некоторые оккультисты утверждают, что именно здесь — настоящая пресловутая Шамбала.
Здесь действительно много мистики. Если выехать из Алма-Аты и подняться высоко в горы, то одиноко живущие в маленьких, подобных пчелиным ульям, домиках геологи, непрерывно отхлебывая чаек (ведь пить на высоте хочется постоянно), за неспешной беседой расскажут вам множество самых фантастических историй с изрядным количеством «бесовщинки».
Здесь, в глубине Азии, существует и бьет ключом содержательная, интереснейшая духовная жизнь, живут миллионы христиан, ищут Живого Бога мятущиеся души.
Земля Казахстана — земля благословенная. Она обильно орошена кровью новомучеников и исповедников Российских, и сама бескрайняя степь здесь являет собой открытый солнцу антиминс. Это не метафора, а духовная реальность, которая объясняет многое. Страшный сталинский Карлаг занимал колоссальную территорию в 2 000 000 га. «Караганда — медом помазана!» — восклицал митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов), могилка которого в южной столице окружена благоговейным почитанием. А вышедший из заключения наследник благодати Оптинских старцев, преподобный Севастиан, не вернулся в Россию, но навсегда остался здесь, создав в Караганде мощное духовное движение, не иссякнувшее и по сей день.
Митрополит Александр и епископ Геннадий |
Здесь не Россия. Но здесь — благодать и духовная власть Русской Церкви. В минувшем году Казахстану было суждено стать первым Митрополичьим округом. Убежден, что за этой новой канонической структурой — будущее. Отечественные историки верно заметили, что только в Русском царстве епископ по причине обширности территории епархий и трудностей сообщения между населенными пунктами из пастыря Церкви превратился в администратора, находящегося «в губернском городе за двенадцатью стеклами и существующего лишь на страх попам» (Е. Голубинский). Думается, именно каноническая структура Округов позволит радикально переменить это положение вещей и вернуть епископа пастве. Полноту административных функций примет на себя глава округа — митрополит.
Система округов позволит также укрепить церковное единство — ведь глава округа получает возможность контролировать выполнение указов и распоряжений Патриархии на всей обширной территории округа. Кроме того, предполагаемый канонический порядок позволит добиться проведения в жизнь единообразных подходов в богословской, церковно-канонической и пастырской практиках; синхронизировать и гармонизировать деятельность епархиальных отделов округа, более эффективно взаимодействовать с государственной властью.
Восток — дело тонкое. Отмерять здесь нужно не семь, а семьдесят семь раз, а если решился резать — то режь не до конца. Трагические события московского декабря показали, как хрупок бывает межнациональный мир. На события на Манежной в Казахстане откликнулись декларированием необходимости принятия новой концепции Праздника мира и согласия 1 мая. В этот день здесь будут возрождены шествия и демонстрации, которые пройдут в каждом городе и селе. Причем шествовать в своих одеждах будут представители многочисленных национальных общин.
В России некоторые ревнители упрекают духовенство за «излишние» межрелигиозные и межконфессиональные контакты. Подобные ревнители не видят дальше собственного двора. Им тяжело представить всю глубину проблем, с которыми подчас Церковь сталкивается в мире. Общение никогда не бывает «излишним». Особенно, в тех случаях, когда нас, православных, — меньшинство. Взаимное узнавание и сопереживание проблемам друг друга — вот способ укрепить дух мира и поддержать стабильность в обществе. И мы будем стараться делать в Казахстане все от нас зависящее для того, чтобы православная паства чувствовала себя здесь уверенно и спокойно — как и подобает себя чувствовать в родном доме.
В Казахстане, говорят, охота —
Главная из всех мужских забав.
Там зверей стреляют с вертолета,
Поднимая ветром море трав.
На границах ходят караулы,
Но они не видят по ночам,
Как в полях попрятались манулы,
И маралы бродят по горам.
Разве вам в Москве когда приснится
Среди ваших суетных хлопот,
Как гуляет по степи лисица,
А у речки выхухоль живет?