Предпразднство Рождества Христова: И Слово плоть бысть
...сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
(Ио. 3,13)
Родословная Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
(Мф. 1,1)
Иисус был, как думали, сын Иосифов... Давидов... Авраамов... Адамов, Божий.
(Лк. 3,23-38)
На небе духовном восходит звезда вифлеемская. Она возвещает «великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2,10), и с ответным трепетом сердца внемлем небесному благовестию. Мы слышим его внутренним слухом, в нас самих оно исполняется. В наши души, растерзанные и растерянные, нисходит с высоты мир и благоволение. Мы приносим к яслям рождающегося Младенца себя самих, в наших немощах и печалях, и уповаем, что Он нас не отвергнет, Ему одному только верим, Его любим, и ныне вновь приникаем к тайне Боговоплощения. Христос рождается в мире. Да рождается Он и в нас, в наших сердцах, упованиях, во всей нашей жизни...
Сын Божий стал Сыном Человеческим. Как это могло совершиться? Сын Божий не знает земного отца, от Матери Своей, Девы Марии, Он восприял человечество. Его вочеловечение приуготовляется Ее пришествием в мир, соединяет в себе два события: зачатие Сына Божия от Девы Марии предваряется Ее зачатием от святых богоотец. Оба празднования в текущем (1940) году как бы смотрятся одно в другое: предпразднственные воскресные дни посвящены памяти зачатия Богородицы от праведной Анны и святых праотцев и отцов Христовых, как единому свершению, раздельно прославляемому.
Вочеловечение Сына Божия есть принятие Им человеческого естества не в какой-либо ограниченности, но в его целостности. Им воспринята вся полнота человечности, из которой никто не исключается, в ней все мы являемся сочеловеками «Сыну Человеческому». Никакое другое имя не применяет к себе самому Христос в Евангелии чаще, нежели это имя «Сын Человеческий». Он есть нам брат единокровный, ибо «от одной крови Бог произвел весь род человеческий для обитания по лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитания» (Деян. 17,26). Единое человечество есть не случайное и беспорядочное соединение отдельных единиц, но целостное тело, состоящее из многих членов. Каждому лицу, как и народу, дано свое назначение, предуказанное место и время, но все находят себя и свое исполнение во Иисусе, в котором «нет ни еллина ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3,11). Сын Человеческий, в вочеловечении Своем, вместе с плотию приемлет времена и сроки для земной жизни Своей. Об этом свидетельствует св. Евангелие в родословиях Христа как сына Авраамова, сына Давидова. И этот ряд предков, приуроченных к избранному народу Божию, связует Его в земном происхождении и со всем человеческим родом, от самого его сотворения (Лк. 3,38).
Такое избрание есть прямое дело Божие, коему должны мы подклонить разум и волю. Но не одни евангельские родословия, а и весь Ветхий Завет, прямо или косвенно, повествуют нам о земных Его предках, весь он есть, в этом смысле, распространенное родословие Христа. Восстание же против него неизбежно приводит и к отвержению Библии со всем богооткровенным содержанием не только Ветхого Завета, но и Нового.
Однако, веруя в истинность Слова Божия, мы призываемся к жизненному его постижению, во всем его богатстве и сложности. Ветхий Завет, представляя основание для Нового, не отвергается, но исполняется последним, освобождается от ограниченности и условности. И, прежде всего, спрашиваем себя: исчерпывается ли родословная лишь цепью названных в ней богоотцов и означает ли она человеческую принадлежность Христа только к одному народу в его ограниченности и падениях, о которых не переставая сетуют пророки в своих обличениях? Является ли избрание лишь произвольным и пристрастным выделением одного народа из всего человечества, или же это есть тяжелое и ответственное служение? На это явственный ответ дан Господом. Когда пришли к Нему Его земные сродники, «Матерь и братья», чтобы видеть Его, таков был ответ Его: «Кто будет исполнять волю Отца Моего, тот Мне брат и сестра и матерь» (Мф. 12,50). Он как бы упразднил земное родословие, поскольку оно опирается лишь на единство крови, а не духа. А потому естественно, что одни из сродников Его по крови явились теми, вещания которых прошли по всей земле, во все концы вселенной, другие же отверглись Христа и Церкви Его, как и доныне отвергаются. Уповаем, что долготерпелив и многомилостив Господь, и не заблуждается Он в избраниях Своих. Он возвещает через апостола языков (Рим., главы 9-11) о грядущем обращении людей своих, ранее чего не совершится и славное пришествие Его.
Но не один, а все народы избраны и призваны к Царствию Божию, суть братья во Христе, и тем самым включены в книгу Его родства, которое по силе своей распространяется на все поколения, как до, так и после Рождества Христова, до самого скончания века.
Пред лицом всечеловеческого братства во Христе все люди призываются к «почести вышнего звания». «Шедше научите все языки», — так посылает Господь на проповедь Своих учеников. Существует земное различие кровей и народов, оно ныне даже утверждается как основа человеческой жизни. Но оно должно быть превозмогаемо единением во Христе, осуществлять которое все призваны.
Предпразднество Рождества Христова посему нас вразумляет о человеческом братстве и равенстве всех перед Богом. Его откровение требует от нас особого подвига веры тому, в чем мы теперь исключительно нуждаемся, веры в победу Царствия Божия в мире, невзирая на кажущуюся очевидность обратного. Как будто совершается победа князя этого мира с его лукавством и властию. Но в небесах голос возвещает миру: «Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Откр. 11,15). «Ныне настало спасение и сила и Царство Бога нашего и власть Христа Его» (Откр. 12,10).
Мы не видим сего, но призваны постигать верою в невидимое и уповаемое, вопреки преходящей и ложной видимости. Мы не знаем, когда и как откроется Царство Христово на земле. Напротив, поведано нам о наступлении тяжелых испытаний в его предварении, во испытание верности нашей. Одновременно сказано: «Веселитесь небеса и обитающие в них, но горе живущим на земле и на море» (Откр. 13,12). С покорностью приемлем судьбины Божии, ибо явятся они спасительны для мира. Нам неведомы пути Провидения, но ведомы они Христу, Царю мира. Для нас же остается неизменна Господня молитва: «Да приидет Царствие Твое!»
«И Слово плоть бысть». Все человеческое безвозвратно принадлежит Христу, Богочеловеку-Царю. И Ему посвящаем мы любовь и вдохновение, творчество жизни с дерзновением веры, радость упования и хвалы славословия.
Христос рождается, славите! Аминь.
24 декабря 1940 г.
Впервые опубликовано 6 января 2013 года