Храм Знамения: Богом сохраненный
Кажется невероятным, что церковь, стоящая в самом центре Москвы и оказавшаяся на территории Кремлевской больницы, не была разрушена в годы советской власти. Интересна и сама история храма.
Когда Иван Грозный решил поделить Русское государство на земщину и опричнину, границу провели по Большой Никитской улице. Будущие факультет журналистики, Романов переулок оказались на территории опричнины. На месте, где теперь стоит храм Знамения, был построен опричный дом Ивана Грозного.
Умер последний царь из рода Рюриковичей, прошло Смутное время, и на Российском престоле воцарились Романовы. Покровительницей дома Романовых считалась икона Знамения, потому что она была главной иконой Новгорода, откуда вышел романовский род. Под грамотой об избрании Михаила Романова на царство две печати из трех были с изображениями этого образа.
Царь Михаил Федорович с родственниками перебрался в Москву. И одному из своих дядьев, Ивану Никитичу, он пожаловал территорию, на которой раньше находился опричный дом. В 1625 г. Иван Никитич поставил здесь Знаменский храм в честь иконы - покровительницы царского рода. Иван Никитич был бездетным, поэтому после его смерти двор с церковью перешел к царю и стал «государевым». Сын царя Михаила, Алексей, разместил здесь дворцовые службы Оружейной палаты, среди которых были и иконописные.
Прошло несколько лет, и Алексей Михайлович пожаловал двор с церковью своему тестю Кириллу Полуэктовичу Нарышкину, отцу царицы Натальи, матери Петра I. Логично, что со временем имение перешло к сыну Нарышкина - Льву Кирилловичу, который построил здесь новую церковь в честь все той же иконы Знамения. Лев Кириллович был известен как человек, содействовавший развитию «московского», или «нарышкинского», барокко. Церковь Знамения, которая была построена в 1691 г., - одна из первых в этом стиле. От Нарышкиных церковь перешла к любимцу Елизаветы Петровны, графу К. Г. Разумовскому, а от него к графу Н. П. Шереметеву, отчего владение вместе с церковью получило название «Шереметьев двор». Во время пожара 1812 г. храм сгорел, но через тридцать пять лет был восстановлен. Освятил церковь сам митрополит Филарет. С конца XIX века храм, который раньше был домовым, приобрел приходской статус.
Октябрьская революция внесла свои изменения в жизнь и этой церкви. В 1929 г. храм закрыли. Тонкие резные украшения, великолепное убранство и уж тем более церковная утварь не были нужны новому режиму. Приспособить для новых нужд можно было только само здание церкви. Поэтому белокаменные украшения стесали, все ненужное сломали, а здание перепланировали и разделили перекрытиями на несколько этажей. В алтаре установили варочные плиты, наружу вывели три трубы, причем одну - прямо из алтарного окна. Внутри прекрасные росписи заменила «гигиеническая» плитка. По личному указу В. И. Ленина здесь была устроена специальная закрытая столовая для «поддержания здоровья наших товарищей, подорвавших его в царских тюрьмах и в боях в период гражданской войны». В храме, где некогда молились Романовы, висел плакат со словами «Повидло и селедка только для цареубийц». Здесь же был распределитель дефицитных продуктов для партийной элиты, который был ликвидирован только при Горбачеве, а столовая для сотрудников ЦКБ продолжала существовать до 2005 г.
В 2004 г., через 75 лет после закрытия, в храме Знамения состоялся первый молебен. С этого времени богослужения совершались каждую неделю. Литургию служили в маленьком помещении в куполе, где во времена Советского Союза была «Ленинская комната». Правда, попасть в храм мог не каждый верующий. Пройти в него можно было только через территорию Центральной Кремлевской больницы. А поскольку посторонних туда не пускают, на литургию ходили по пропускам.
В ноябре 2005 г. Патриарх Алексий II обратился к президенту с просьбой о передаче храма Знамения в ведение Церкви, после чего начался процесс постепенного освобождения храмового помещения от оборудования советской столовой. На момент передачи храма Церкви здание находилось в плачевном состоянии. Разумеется, на нем не было ни крестов, ни колоколов. Местами кирпич в стенах был выщерблен. Снаружи на стенах даже росли небольшие деревца. Одна из глав храма и вовсе была утеряна. В алтаре и подклете стояли варочные, в помещении храма - стулья и столы.
Первые всенощное бдение и Божественную литургию в основном помещении храма отслужили в престольный праздник, 10 декабря 2006 г. Накануне были торжественно подняты кресты, что ознаменовало начало процесса восстановления храма. Это была удивительная служба - первая после семидесятисемилетнего перерыва! И хоть стены по-прежнему были облицованы плиткой, а иконы принесли в помещение только на время службы, было ощущение того, что восстанавливается разорванная связь времен. Как будто и не было этих почти восьмидесяти лет без богослужений в храме Знамения.
После этого в марте 2007 г. начались масштабные реставрационные работы. Были снесены поздние перекрытия, пристройки, сколота «гигиеническая» плитка. Снаружи стены храма выкрасили в алый цвет. Идет отделка по восстановлению белокаменных украшений храма. 1 декабря этого года подняли пятую главу. Крест находится в изготовлении. Нынешняя цель - восстановить архитектурный облик храма до марта 2008 г.
Расходы по восстановлению внутреннего убранства целиком ложатся на плечи храмовой общины, а это немалые деньги. Ведь планируется воссоздать не тот храм, который освятил митрополит Филарет, а тот, который был построен раньше, в XVII веке. Именно это роскошное здание в стиле «нарышкинского» барокко и хотят вернуть городу. Планируется воссоздать его как можно более точно. Например, будет великолепный резной иконостас с позолотой, иконы будут выполнены в стиле XVII века. На свое место вернется даже ложа, где некогда молились русские цари. И проход в храм наконец-то будет открыт для всех верующих.
Фотоматериалы предоставлены Болмасовым Александром