Слово на Крещение Господне
"Днесь вод освящается естество и разделяет Иордан и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема".
Днесь совершается чудо — вода, наитием Св. Духа, становится благодатной силой. Смысл события: что такое водная стихия? Что случилось на Иордане? Свойства воды: жидкость, всерастворяемость первоводы, над которой носился Дух Божий, далее, разделившаяся на "яже над твердию и под твердию", первая — жизнь и (вторая) — все разрушающая и все разом смывающая: потоп. Вода — пучина жизни и — могила, погружение.
Вода - прозрачное, светоносное естество, журчащая и утоляющая жажду: "море стеклянное" Апокалипсиса, "чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от Бога и Агнца" (Ап. 22,1). Вода - учение, текущее в жизнь вечную (беседа с самарянкой, праздник Пятидесятницы)- Вода исцеляющая — вифезда и омывающая грехи. Вода крещения, прошение покаяния, символ омовения и обновления. Пришествие Господа, трепет Иоанна и Иордана: исполнити всякую правду — дать воде силу своей смертью чрез наитие Св.Духа. Дать в распоряжение' эту воду можно было лишь по воскресении: дадеся Ми всякая власть, шедше... крестяще... Вода крещальная — таинство крещения. Но и питание, утоление жажды, помазание, омовение.
Не есть ли освящение вод колдовство над мертвой материей? Но кто сказал, что она мертвая и не внемлет Слову Господа, ей повелевавшему, не слышит Господа по слову Божию, не имеет своего ангела вод (Ап. 16,5), она жива, но не достаточно ли духовного утешения, зачем вещество? Но разве человек чужд вещества и оно не человечно? Как хлеб и вино — естество, причащение, так и вода причащение Иорданово. Человек не дух и не плоть, но дух воплощенный, и Господь непреложно воплотился и дал нам ев. воду, омывающую пречистое Его тело! Небо и земля веселятся, как поет обычно Церковь, но ныне веселится водная стихия, празднуя свое освящение. Вода Иорданова есть вода будущего века, преображенного и претворенного, когда будет Бог все во всех, и ныне, еще в этом веке и этом теле, прикасаемся мы мира будущего.