Икона «Прибавление Ума»
Протоиерей Максим Козлов вручает икону "Прибавление ума" Патриарху Кириллу |
Образ Божией Матери «Прибавление ума» - один из самых почитаемых в домовом храме Московского Университета. Студенты молятся перед образом перед поступлением и в периоды сессий, родители покупают в надежде, по молитвам Пресвятой Богородицы что Господь подаст детям способности и интерес к учебе и даст им разум отличать доброе от злого.
Но еще сто лет назад эта популярная сегодня икона была почти не известна, а списки с образа Божией Матери «Прибавление ума» большой редкостью. Только начиная с конца XIX века необычная иконография образа стала привлекать внимание специалистов.
Напомним, что на богородичных иконах «Прибавление ума» Пресвятая Богородица с Богомладенцем на руках изображена в полный рост на фоне портала или арки — как бы в преддверии храма. В руках Спасителя - скипетр, на плечах — царские бармы.
Иконографическая особенность — одеяние, которое наподобие колокола почти сплошь покрывает Богомладенца и Богоматерь. Пресвятую Богородицу окружают четыре ангела со светильниками (по два с каждой стороны) и четыре серафима — три в верхней и один в нижней части, который как бы несет Ее на своих распластанных крыльях. В самом низу мы видим три отдельно стоящие друг от друга города или же строения.
Подобная иконография не имеет аналогов среди традиционных иконописных подлинников, иными словами, образ не может быть списком с какой-либо древней русской или греческой иконы. Специалисты обычно датируют ее возникновение XVI-XVII веками.
Икона, подаренная Патриарху Кириллу |
Что касается прославления образа «Прибавление ума», здесь также не имеется никаких достоверных сведений.
В начале XX столетия иконовед академик Н. П. Кондаков предположил, что образ «Прибавление ума» - это список с почитаемой в католическом мире Лореттской иконы Божией Матери, которая представляет собой резную статую черного дерева и находится внутри так называемой Лореттской храмины.
Согласно преданию, Лореттская храмина — дом Пресвятой Богородицы в Назарете, где Она родилась от святых Богоотцев Иоакима и Анны, где архангел Гавриил благовествовал Ей о рождении от Нее Сына Божия и где прошли детские и отроческие годы Иисуса Христа.
Еще в апостольские времена в этом доме был устроен храм, а позже его украсила царица Елена. Когда же в 1291 году под ударами мусульман пала Акра — последний оплот западного христианства на Востоке, Лореттская храмина была чудесным образом перенесена в Сербию, откуда, по совершении многих чудотворений, была перенесена в Италию и поставлена во владениях некоей матроны Лауретты. Местные жители, обратив внимание на крошечный, лишенный фундамента домик, обнаружили внутри него престол (по преданию, освященный апостолом Иаковом, братом Господним) и упомянутую статую Пресвятой Богородицы, авторство которой приписывают святому апостолу Луке.
Правдивость этого средневекового сказания всегда вызывала множество сомнений со стороны историков и церковных археологов. В конце XIX века во Франции проводились специальные конференции «А правда ли это?», посвященные Лореттской храмине. Одним из основных аргументов сомневающихся было отсутствие каких-либо упоминаний об этой святыне на Востоке — в византийских хрониках и исторической литературе, а также малоизвестность Лореттской храмины на Западе до второй половины XVI в., когда при папе Павле II появляется описание святыни и бывших от нее чудес и воздвигается собор, построенный в 1464 году при папе Юлии и скрывший храмину под своими сводами.
Известно, что на рубеже XV-XVI вв. Московская Русь имела обширные связи с Западной Европой, и вскоре о Лореттском домике узнали и на Руси. В 1528 году, как сообщает русская «Повесть о храме Святыя Богородицы, в немже родися от Иоакима и Анны», «приидоша на Москву посланницы великого князя Василия Ивановича от папы римского Климента … Еремей Турусов с товарищи, иже видеша сию святую церковь от Рима 300 верст…» Посольство Еремея Турусова к папе Клименту VII - исторический факт: о нем упоминают многие русские летописи. И действительно. «Повесть о храме…» начиная с XVI века довольно часто встречается в русских летописных сборниках, древний список этого произведения хранился некогда и в библиотеке Московской Духовной Академии.
Таким образом, вполне возможно, что на основе существовавшего подробного описания статуи или же устных рассказов мог быть написан образ Пресвятой Богородицы. Вглядываясь в иконографические детали, мы найдем этому немало подтверждений.
Прежде всего, изображение Пресвятой Богородицы действительно напоминает лореттскую статую — и царскими венцами, и, в особенности, своим одеянием — ведь согласно католической традиции Лореттская Божия Матерь задрапирована в драгоценный материал со множеством украшений. Далее мы видим три здания, неизменно изображаемые у нижнего края иконы (а мы знаем, что на иконах ничего не может быть случайного). — не обозначают ли они различные места пребывания храмины и статуи — в Палестине, в Сербии и в Италии? И, наконец, ангельские силы, которые, окружив пресвятую Богородицу, как бы переносят Ее на своих крыльях, — не есть ли это также напоминание о чудесных перемещениях святого домика?
Но если на Западе сейчас Лореттская статуя считается покровительницей летчиков, то в России предполагаемый список имеет совсем иной характер почитания. Как объяснить возникновение названия «Прибавление ума»? Можно предположить, что написанный образ прославился чудесами —исцелениями в случаях слабоумия и расстройства умственных способностей. Об этом говорят, например, местные сказания
Как бы то ни было, сегодня учащиеся все чаще приходят помолиться перед образом «Прибавление ума» об успешной учебе, а родители и преподаватели – о даровании детям разума, в том числе духовного, руководящего ко спасению.
Фото Юлии Маковейчук с сайта http://www.pravmir.ru/tatyanin-den-v-universitetskom-xrame/