Позвольте пригласить вас на танец
Окончательно перейдя в категорию зрителя на соревнованиях, я все же по-прежнему чувствую желание и даже потребность танцевать. Но как соотнести эту потребность и только недавно обретенную полноту веры? Этот вопрос часто можно встретить на православных форумах: молодые люди, как правило, чувствуют, что ответ здесь не может быть однозначным.
С одной стороны, танец, как и театр, - это лицедейство, к которому Церковь относится более чем осторожно. Это искусство, которое ставит телесное на пьедестал, вызывает восторг и восхищение, заставляет погрузиться в мир чувственных переживаний, создает иллюзию, что тело - прах, песок - может само по себе быть вечным. С танцем связана история убийства Иоанна Предтечи (за свой прекрасный танец Иродиада потребовала голову лучшего из рожденных женами).
Танец, выделившийся из античного театра в самостоятельный вид искусства, в Средневековье стал элементом площадной культуры. Часто танцевальные импровизации устраивались прямо у порога церкви, мешая проведению богослужения. Популярной была пляска смерти: в начале пляски один из танцующих падал замертво, а другие прыгали вокруг него, словно оплакивая покойника, а затем поцелуи девушек «воскрешали» умершего. Побеждался страх смерти, но вместе с ним уходила и «память смертная» - память о грехах, и возникал культ вседозволенности. В эпоху Возрождения продолжалось победное шествие танца, попиравшего нравственность: любимые в Средневековье карнавалы трансформировались в маскарады, принимает некие отчетливые очертания балет. В это же время появляется тенденция к систематизации массовых танцев, возникают первые танцевальные жанры, входят в моду учителя танцев. Всем вышеперечисленным мы обязаны Италии - родине Ренессанса, которая передала эстафету Франции и Испании.
Наши же предки знали совершенно особую танцевально-театральную форму - хоровод, который входил в круг праздничных зимних и летних деревенских гуляний и нес в себе множество функций. Хоровод - это возможность и присмотреться к потенциальным невестам и женихам, и познакомиться с кем-то, кто приглянулся. В любом случае уже в основе этого традиционного танца лежит ухаживание, флирт, и эта тенденция потом будет все больше набирать обороты.
В России европейские танцы, правда, не сразу, но прижились в петровскую эпоху. Они стали неотъемлемой частью ассамблеи - своеобразного предка бала. Ассамблеи открывались Полонезом, который относился с последующим за ним Менуэтом к церемониальным танцам: «Менуэт был мерным, церемонным танцем, танцующие двигались мелкими размеренными па, стараясь придать своим фигурам изящные позы, причем дамы, грациозно опустив руки, слегка приподымали платье». Затем следовал английский танец Контрданс. К английским танцам также относились Англез, Аллеманд, которые отличались живостью и картинностью движений (по материалам Российского образовательного портала). На ассамблеях городская знать начинала постигать «науку страсти нежной», в частности, благодаря танцевальной культуре. Интересны замечания самого Самодержца по поводу поведения на ассамблее: «Будучи без жены, а то и, дай бог, холостым, на прелести дамские взирай не с открытой жадностью, но исподтишка - они и это примечают, не сомневайся. Таким манером и их уважишь и нахалом не прослывешь. Руками не действуй, сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго». Мы видим, что эти слова откровенно поучают флирту в духе просвещенной Европы: делай что хочешь, но только под лоском внешнего приличия. Этой мысли отвечали и внешне приличные танцы, однако же не мешающие, а даже способствовавшие многочисленным любовным интригам, имеющим место при дворе.
На смену чопорным английским танцам в XIX веке приходит легкомысленный вальс, который заядлым консерваторам казался верхом неприличия: непрекращающиеся объятия во время всего тура танца! Танец продолжал и продолжает сейчас ломать рамки наших представлений о приличном-неприличном. В наше время вальс кажется самым целомудренным из того, что мы умеем танцевать. Сегодня нашему вниманию предлагается огромное количество танцевальных направлений, отвечающих любому вкусу. Несомненно, танец - это всегда маленький спектакль, дающий возможность попробовать себя в определенном амплуа. А как известно, роль накладывает свой отпечаток на личность актера, ее исполняющего. Какие же маски мы порой даже неосознанно примеряем на себя, избирая то или иное танцевальное направление?
Фламенко. Фламенко возникло в результате пятисотлетнего взаимодействия цыганской и южноиспанской традиций. Основными носителями фламенко являются андалусские цыгане, проживающие небольшими группами в определенных кварталах ряда городов Андалусии. Говорят, в основе танца - образ фламинго, гордой красивой птицы. Глядя на танцора фламенко, невольно принимаешь это утверждение на веру: корпус всегда прямой, положение его напоминает положение корпуса в классической хореографии, взгляд словно устремлен внутрь себя. Основные особенности фламенко - это отстукивание ритма каблуками и выразительная пластика рук. Замысловатая драматургия фламенко разворачивается на кончиках пальцев танцора и в сложном рисунке, отбиваемом ногами. Этот танец для тех, кто не боится посмотреть в глаза суровости окружающего мира, кто готов танцевать один, не ожидая появления партнера, потому что знает, что состояние одиночества - это нормальное, а не ущербное состояние. Фламенко может выразить и горе, и радость, и тоску, и страсть. Все это - в руках танцора.
Хип-хоп и все его разновидности. Танец, пришедший к нам из американских черных кварталов. Жесткий, агрессивный, сегодня он очень популярен в молодежной среде. «Научись танцевать, как в самых модных клипах MTV» - такой призыв, безусловно, имеет все шансы на отклик представителей поколения Пепси. Хип-хоп характеризуется низкой посадкой корпуса и расслабленностью в коленях, движения хип-хопа обращены в пол, это объясняется тем, что, по представлениям африканских народов, Бог находится в земле. Существует разновидность хип-хопа - Lady's R'n'B - это танцы современных поп-див, доминанта которых - агрессивная страстность. Впрочем, достаточно включить модный музыкальный канал, чтобы удостовериться в том, что обращение вниз - это не только красивая легенда о происхождении танца, но и реализующийся буквально призыв: особый смысловой акцент в этом танцевальном направлении сделан, не побоюсь этого бахтинского термина, на образах материально-телесного низа.
Латина. Парные танцы, в ролевой основе которых лежит флирт: особенно ярко он дает о себе знать в таких танцах, как ча-ча-ча и самба, где мы можем видеть, как партнеры постоянно расходятся и снова сходятся: вместе тесно, а врозь - скучно. Эти танцы считались в Европе греховными, поскольку в процессе танца танцоры касались пупками друг друга. «Истинный характер самбы - это веселье и флирт, заигрывание друг с другом, сопровождающееся неприличными движениями таза с различными интерпретациями», - это цитата из рассказа об этом танце на одном из тематических сайтов. Если же этого нет, то, по мнению профессионалов, самба теряет очень многое.
Линия поведения женщины в ча-ча-ча - «дразни и убегай», мужчина принимает эту игру в «кошки-мышки». На сайтах, посвященных танцам, ча-ча-ча называют «танцем кокеток».
Румба - танец любви. Движения румбы плавные и неторопливые. Румба рассказывает о нежной любви-страсти, поэтому, наверное, странно танцевать ее со случайным партнером.
В основе пасодобля лежит образ корриды. Здесь мужчина - тореадор, а женщина... то бык, которого тореадор укрощает, то мулета - говоря по-русски, красная тряпка, инструмент тореро, которым он размахивает, вводя быка в состояние бешенства, перед тем как его убить. Возможно, танцующие пасодобль и не вкладывают в танец этот жестокий смысл, видя лишь его страстность и красоту. Ну что ж, коррида тоже красива, но финал ее - смерть измученного животного или смерть тореро. Кто кого...
«Джайв» (jive) переводится с английского как «болтовня». Это самый легкомысленный из всех танцев латиноамериканской программы. Своеобразный коктейль из латины и рок-н-ролла, озорной и ни к чему не обязывающий. Подойдет для разрядки и сброса напряжения после тяжелого трудового дня. Однако он не так прост, как может показаться: видимая легкость требует хорошей подготовки.
Продолжение следует...