Митрополит Иларион: Межсоборное присутствие придает динамизм Архиерейскому собору
По словам митрополита Илариона, Межсоборное присутствие было создано, чтобы Архиерейский собор не превратился в «архиерейский корпоратив». Предстоящий 2 – 4 февраля 2011 года Архиерейский собор Русской Православной Церкви будет носить тематический характер, и на нем будут обсуждаться конкретные вопросы, повестка дня сформированная Межсоборным присутствием.
Митрополит Иларион особо подчеркнул, что в составлении документов Межсоборного присутствия приняла участие вся Церковь. Проекты документов были опубликованы задолго до пленума, все желающие могли направить свои замечания и предложения. Документы широко обсуждались и в СМИ, и в Интернете. «Если кто-то захочет критиковать документ после Архиерейского собора, ему можно будет задать вопрос: а где вы были раньше?», - считает глава ОВЦС, - «Те вопросы, которые прежде обсуждали только в кулуарах, теперь можно обсуждать открыто».
На вопрос «Татьянина дня», как принятие этих документов скажется на церковной жизни, как обеспечить их рецепцию церковным народом, митрополит Иларион ответил: «Эти документы принимаются для того, чтобы они служили основой церковной жизни, чтобы каждый верующий и каждый священнослужитель мог обращаться к ним, когда возникает вопрос: а какова официальная позиция Церкви по тому или иному вопросу? Потому что иной раз православные верующие и даже священнослужители высказывают свои частные мнения, которые воспринимаются как официальное учение Церкви. При помощи Межсоборного присутствия Архиерейские соборы будут отныне создавать официальные документы по всем сторонам церковной жизни, по всем тем вопросам, которые вызывают споры и недоумения. В этом новизна и особенность и Межсоборного органа, и вообще того способа ведения дел, который осуществляется сейчас по почину Святейшего Патриарха».
Также митрополит Иларион прокомментировал «Татьянину дню», насколько новый Катехизис Русской Православной Церкви, который создается под его руководством, будет опираться на материалы Межсоборного присутствия: «Я думаю, что в Катехизисе должны найти отражение все официальные документы Русской Церкви. Катехизис – это книга, которая должна содержать официальную позицию. А если по каким-то вопросам нет официальной позиции или существуют расхождения в практике, то это должно быть четко указано в Катехизисе. Но Катехизис так, как он задуман, будет говорить не только о вопросах вероучения, но и о нравственной, и о социальной проблематике. Поэтому если мы говорим о вероучительных вопросах, здесь мы не можем сказать ничего нового, только более современным и доступным языком изложить то, что Церковь излагала в катехизисах на протяжении веков. А что касается нравственной и социальной проблематики, то здесь с одной стороны мы будем опираться на Предание Церкви и основополагающие документы Русской Церкви, такие как Основы социальной концепции. Но с другой стороны, мы видим, что возникают все новые и новые вопросы, например, связанные с вопросами биоэтики, которые мы должны будем затрагивать в Катехизисе».
Большая часть вопросов журналистов была связана с документом Межсоборного присутствия, допускающим в участие священнослужителей в политике. Митрополит Иларион особенно подчеркнул, что никакие изменения в Основы социальной концепции Русской Церкви не внесены. Основополагающий принцип по-прежнему – неучастие в политике, выборной борьбе, партиях. Исключения сделаны в случаях, когда необходимо защищать интересы канонической Церкви от раскола. Например, если раскольники баллотируются в какой-либо области в выборные органы власти и получают рычаги влияния. Тогда необходимо иметь возможность противопоставить им каноническую альтернативу. При этом председатель ОВЦС отметил, что Церковь не может занимать ту или иную сторону в политической борьбе, но может критиковать конкретные пункты программы любой партии.
Также митрополит Иларион ответил на вопрос о документе «Предложения Церкви, государству и обществу относительно увековечения памяти новомучеников и пострадавших в годы гонений». Сегодня канонизирован сонм новомучеников и исповедников российских. Параллельно идет поименная канонизация, поименно канонизированы более 2000 новомучеников. «Их так много, что не только широкие массы верующих, но и священнослужители теряются в этом богатейшем материале». Возникает необходимость более четко их идентифицировать, например, публиковать с фамилией или указанием места, где они пострадали.
В заключение митрополит Иларион ответил на вопрос об итогах первых двух лет предстоятельства Святейшего патриарха Кирилла: «Святейший очень тонко чувствует специфику церковной жизни в различных государствах. Патриарх по своей натуре является миссионером и просветителем. Он задает тон церковной жизни. Его личная открытость обществу и способность отвечать на вызовы современности становится качеством всей Церкви».