Рождественская история в картинках. Часть 1

На протяжении всей современной истории живописи библейские сюжеты вдохновляли лучших художников на создание шедевров и познание мира. Рождество - один из главных моментов истории, который не только духовно осмысливался, но и стал важнейшим для «открытия мира и человека».

 

На иконах мы видим сакральное изображение Рождественской истории, на фресках в церкви - рассказ о самых первых моментах жизни Спасителя на земле. А в западной живописи те же события оказываются не только повествованием - они повод для познания человека. Главные шаги для живописи в этом направлении были сделаны в период Итальянского Возрождения.

Традиционно Джотто (1267-1337) считается первым художником, сделавшим шаг на пути от чисто сакральной живописи к повествовательной, внимательной к человеку и быту. Его образы и детали стали узнаваемыми и понятными каждому, даже самому простому человеку, были показаны в ощутимой форме, так что зритель впервые так близко мог увидеть и понять все детали того или иного события, поверить в него, как бы ощутить свое присутствие в изображаемых пространстве и времени. В его фреске «Рождество» в капелле Арена в Падуе мы видим скорее обычную сцену рождения человека, случайные и обыденные взгляды и позы. При этом фигуры не плоские, как в иконном пространстве, наоборот, объемы очень живые, скульптурные.

 

Джотто. Рождество. Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов.

В первой половине XV столетия многие итальянские художники все еще стремились в своих картинах рассказать как можно больше о выбранном сюжете, подробно его описать. Для них убедительность сюжета заключалась в подробности описания и обращении к таким узнаваемым деталям, как, например, современные одежды. Джентиле да Фабриано (1370-1427) в «Поклонении волхвов» подробно рассказывает о том, как волхвы направляются в Иерусалим, о самом поклонении Младенцу, об их прибытии в Вифлеем. Свита, одежды, даже животные - все тщательно прописано.

К середине XV века флорентийские художники пришли к особому и убедительному изображению человеческой фигуры - светотень, изящные контуры, лепка объемов делали их понятными, почти осязаемыми. Например, Филиппо Липпи (1406-1469) использует такую технику при написании весьма необычного сюжета - «Поклонение Марии младенцу Христу».

 

Филиппо Липпи. Поклонение Марии младенцу Христу. Пьеро делла Франческа. Благовещение.

Пьеро делла Франческа (1416-1492) известен как мастер перспективы и особого художественного языка. В его произведениях сделан шаг от натуралистичности фигур к особой одухотворенности и поэзии. Так, простое умение изображать форму дополняется умением отобразить внутреннюю сущность, душу человека или события. Например - в его фреске «Благовещение».

 

Сандро Боттичелли. Благовещение. Доменико Гирландайо. Поклонение пастухов.

 

Загадочный Сандро Боттичелли (1445-1510) привносит в религиозные сцены свое особое понимание мира, поэзию и загадочность. «Благовещение» Боттичелли - художник показывает именно свое понимание сюжета, обращает внимание на красоту и гармонию события, как он его понимает, а не делает акцент на деталях.

Доменико Гирландайо (1449-1494) примерно в это же время переносит действие библейских сцен на улицы Флоренции и изображает известных людей города в качестве персонажей этих сцен. Например, в излюбленном сюжете Возрождения - «Поклонении пастухов».

С конца XV века начинается период так называемого Высокого Возрождения (ранее речь шла о Раннем Ренессансе). Безусловно, важнейшим художником этого периода стал Леонардо да Винчи (1452-1519). Не только удивительное живописное мастерство, поэтика образов, гармония деталей характерны для него. Художник вносит особый вклад в композицию картин, делая их уравновешенными и целостными благодаря использованию треугольного расположения фигур. Такова его незаконченная работа «Поклонение волхвов». Помимо описанных выше качеств здесь мы также видим необыкновенное умение передать движение фигур, даже малейшие импульсы.

 

Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов. Рафаэль. Мадонна.

 

Наконец, умение убедительно и живо написать фигуры и поместить их в пространство, поэзия, стремление продемонстрировать духовное начало соединились в живописи Рафаэля (1483-1520). В его Мадоннах - совершенная внешняя и внутренняя красота, которую зритель может почувствовать и понять не только видимо, но и внутренне. Образы этого художника настолько прекрасны, что позволяют увидеть в изображении человека (Рафаэль писал образы Богоматери с конкретных женщин) божественное начало.

Продолжение следует...

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале