Иконография Сретения
Письменные источники свидетельствуют о том, что празднование дня Сретения Господня было установлено в Церкви достаточно рано. Первое упоминание празднования содержится в «Паломничестве ко Святым местам» Этерии (Сильвии Аквитанской), датируемом концом IV в по Р.Х. Сретение именуется здесь «сороковым днем от Епифании», то есть от Богоявления (Рождество Христово и Богоявление праздновались в первые века Христианства в одно и тоже время). Обычно с появлением в жизни Церкви празднования того или иного события связано и возникновение соответствующей иконографии.
Древнейшее дошедшее до нас изображение Сретения находится в римской базилике Санта Мария Маджоре (Святой Марии Великой) и датируется 432-440-ми годами. Изображение находится в правой части большой триумфальной арки, расположенной прямо перед апсидой храма. Сцена изображена на фоне изящной аркады, напоминающей, что данное событие происходит в одном из дворов Иерусалимского храма. Композиция поделена на три части. Слева изображены два Ангела, сопровождающие Богородицу. Она, одетая как знатная римлянка или даже императрица в роскошное узорчатое платье с драгоценным оплечьем, торжественно шествует навстречу старцу Симеону. В ее руках — благословляющий Богомладенец, изображенный с нимбом вокруг главы.
В центре изображена группа из трех фигур. Это Иосиф Обручник, Ангел и пророчица Анна. Иосиф, обернувшись к Богоматери, указывает рукой на Анну, которая обращается с жестом к Спасителю. Положение этих трех фигур, их жесты, представляют своеобразную схему, встречающуюся еще в античном императорском искусстве. Так изображали римских императоров, демонстрирующих свое августейшее согласие или благочестие. Идея благочестия соответствует сюжету Сретения; она созвучна теме послушания Богородицы и Иосифа закону. Идея согласия также отвечает смыслу праздника: Анна и Симеон как бы согласуются с Богомладенцем, происходит встреча Ветхого и Нового Завета, их согласие.
Справа изображен Симеон Богоприимец. Почтительно склонившись перед Христом, он простирает вперед руки, покрытые мантией. Согласно древней традиции, прикоснуться к святыне можно лишь покрытыми в знак уважения руками. Такой же обычай предписывался придворным этикетом: предметы передавались императору или принимались от него только покрытыми руками. За Симеоном стоят несколько мужчин, возможно, священников, вышедших навстречу Спасителю. Позади всей группы изображено здание храмового Святилища, внутри которого видна завеса, а на пороге — две горлицы, принесенные по Закону Моисееву в жертву очищения Богоматери. Пресвятая Дева не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по смирению Она и Иосиф Обручник подчинились предписанию закона.
Со временем эта иконографическая схема значительно изменяется. На Кресте из Ватиканского музея (VIII-IX века) в центре композиции расположена Богоматерь. Младенец передается Симеону над храмовым престолом, что не только напоминает о месте действия происходящего события, но и имеет другой важный смысл. Эта деталь символически указывает на искупительную жертву Спасителя, предсказание которой содержится в пророчестве Симеона Богоприимца.
На миниатюре из Хлудовской Псалтири, созданной в середине IX века, сцена разделена на две симметричные половины. Справа: Иосиф, Богородица с Младенцем на руках; слева — стоящий за престолом Симеон Богоприимец. Таким образом, престол, имеющий багряный покров и киворий на резных колоннах, расположен между Симеоном и Богородицей и, принимая Младенца на руки, старец неизбежно пронесет Его над престолом. Такой композиционный прием, как и насыщенный красный цвет покрова, акцентирует тему грядущей жертвы Христовой за весь человеческий род.
Во фресковом ансамбле Кирилловской церкви в Киеве (70-е годы XII в.) художники подчеркнули существующий в композиции Сретения страстной подтекст самим расположением сюжета в пространстве: сцена помещена на двух алтарных столбах, ниже Благовещения. На столбе, расположенном слева от алтарной апсиды храма, изображены Иосиф и Богородица с Младенцем, идущие навстречу Симеону, фигура которого расположена на правом столбе. Богоматерь передает Сына на руки старцу через реальное алтарное пространство, прямо над престолом Кирилловской церкви.
На эпистилии1 XII века из собрания Синайского монастыря Богомладенец изображен прямо в центре иконы, строго между Пресвятой Девой и Симеоном. Богородица и старец держат Младенца вдвоем так, что Его фигура расположена прямо над престолом. Центральная группа фланкируется фигурами Иосифа и пророчицы Анны, на втором плане общую симметрию композиции подчеркивают почти одинаковые архитектурные кулисы.
Иногда Богомладенец изображается на руках у Симеона. Такое решение можно видеть в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, расписанном византийскими мастерами около 1156 года. Старец Симеон бережно держит Младенца на руках, устланных не краем одежды, а белой пеленой, напоминающей погребальные пелены Спасителя. Младенец Иисус обнимает старца за плечи. Это изображение перекликается с текстом утрени, где в припевах на девятой песни канона есть такие строки: «Объемлет руками старец Симеон Содетеля закона, и Владыку всяческих. Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит». В то же время Младенец обернулся к Своей Пречистой Матери, выражение лика которой полно глубокой печали. Она как будто только что услышала пророчество Симеона: « И Тебе Самой оружие пройдет душу...» (Лк.2:35). Но художник использует в своем произведении не только аллюзии, отсылающие зрителя к теме Страстей Господних. Пурпурный покров расположенного в центре фрески престола украшен геометрическим орнаментом, включающим в себя Крест. На престоле лежит книга — Евангелие. Эти две детали напоминают об Этимасии — престоле уготованном, на котором при Своем втором пришествии воссядет Господь Иисус Христос, чтобы судить живых и мертвых.
В послеиконоборческий период создается вторая иконографическая схема изображения праздника Сретения, в которой намеренно нарушается симметрия фигур. В ней используется мотив торжественного шествия: Симеон Богоприимец располагается в правой части иконы, слева к нему подходят Богородица с Младенцем, пророчица Анна и Иосиф Обручник, который держит в руках двух птенцов голубиных. Такова композиция иконы XV века из. Сергиево-Посадского музея-заповедника. Старец, встречающий процессию у входа в храм, стоит на высоких ступенях. Он с благоговением наклоняется к Младенцу как можно ниже. Художник не изображает престол и киворий, но передает внешние стены Святилища и храмовых дворов.
В XVII веке древнерусская иконография Сретения насыщается многочисленными деталями и даже новыми сценами. На иконе «Сретение» из Ярославского художественного музея в верхней части изображена Новозаветная Троица, а в нижней части - молящиеся Христу из ада ветхозаветные праведники. Композиция иконы, выполненной в конце XVII века и хранящейся в том же музее, дополняется в верхней части изображением благовестия Ангела Симеону, переводящему книгу пророка Исайи, а также изображением явления Ангела с орудиями страстей Богоматери, держащей на руках Младенца Христа.
1 Эпистилий - сполошной ряд невысоких икон, написанных на общих длинных досках. Устанавливался на верхней балке алтарной преграды.