Сундук, гробы и… улыбка Богородицы
Действительно, мы посмотрели все самое известное: дворы, фрески Рафаэля, Сикстинскую капеллу и сам собор святого Петра. Но график наш был очень плотным, поэтому группу не повели ни в Пинакотеку, где хранятся картины, ни в египетский музей, ни в музей Пио Кристиано (музей христианских древностей, созданный по указанию папы Пия IX в 1854 году).
Несмотря на наличие диплома искусствоведа, я могла как-то пережить тот факт, что мы не увидели великолепного собрания Пинакотеки. В конце концов, в Риме столько всего, что глупо было надеяться увидеть хотя бы треть за семь дней. Но вот уехать, так и не увидев ватиканского собрания произведений раннехристианского искусства, я просто не могла.
Во время обучения нам подробно преподавали историю сложения христианской иконографии и приходилось зубрить, где, в каком произведении впервые появился тот или иной сюжет, как он трансформировался в дальнейшем. Разбуженный ночью студент мог ответить, в каком регистре мозаики триумфальной арки церкви Санта Мария Маджоре что изображено. Но все проходит: прослушали лекции, написали курсовые, прорвались через зачет и экзамен и благополучно забыли все подробности, в головах осталась «общая картина». Спустя несколько лет после окончания вуза мне предложили прочесть курс иконографии в другом учебном заведении. Пришлось не только спешно реанимировать когда-то полученные знания, но и значительно расширять их.
Итак, в Рим я приехала с внушительным списком памятников, о которых говорила чуть ли не на каждой лекции, потому что они были своеобразными энциклопедиями христианский сюжетов. Были в списке и знаменитый саркофаг Юния Басса, и «догматический» саркофаг, и крышка от реликвария, который в начале XX века был найден внутри алтарного престола римской капеллы Санкта Санкторум. По названию района расположения капеллы шкатулку с содержимым стали называть Латеранским сокровищем или кладом. На крышке сундучка-реликвария помещены пять сцен: «Жены-мироносицы у Гроба», «Вознесение», «Распятие», «Рождество Христово» и «Крещение». Эту крышку-икону, выполненную в VI веке в восточной части христианского мира, я показывала на лекциях пять раз, и вот, наконец, я должна была ее увидеть в музеях Ватикана.
В экспозиции музея Пио Кристиано представлено множество фрагментов мраморных саркофагов (гробов), выполненных в IV веке, в которых погребали состоятельных христиан. На них в числе других сюжетов можно встретить изображение Рождества Христова. Первые изображения этого события появились, видимо, тогда же, когда появилось само празднование Рождества. Дело в том, что в III веке празднование Рождества совмещалось с Крещением Господним в одном празднике — Богоявлении. С IV века в некоторых областях христианского мира празднование Рождества выделяется из единого цикла, становится отдельным праздником.
На самых первых памятниках, выполненных римскими мастерами в традициях позднеантичного искусства, Богоматерь изображается сидящей рядом с яслями, стоящими под навесом. Художники изображают вертеп таким, каким привыкли видеть его у себя на родине: не пещерой, а простым открытым сооружением из стоек и крыши, покрытой соломой или черепицей. Рядом с Богородицей — звезда, которая может быть шестиконечной, восьмиконечной и даже пятиконечной. Около яслей, в которых лежит Младенец, изображаются осел и вол, находившиеся в вертепе согласно Преданию. Вол, носящий ярмо, — символ иудейского народа, народа подзаконного, верного Богу. Осел же — животное дикое, строптивое — символ язычников, которые не ведают Истинного Бога. Таким образом показывается, что Бог воплотился, чтобы спасти весь человеческий род, а не только богоизбранный народ. Изображение животных связано и с пророчеством Исайи: «Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис.1:3).
На рельефе из собрания ватиканского музея Богородица традиционно изображается в позе созерцания и размышления. Одной рукой Она касается подбородка. Это движение невольно делает задумавшийся человек. Пречистая Дева смиренно смотрит на Свое Дитя и Своего Бога и размышляет о Промысле Божием. И, может быть, это только кажется мне, но на устах Девы Марии едва заметная полуулыбка. Так художник мог передать не только вполне понятную радость матери о рождении ребенка, но и радость всего творения о пришествии в мир Спасителя.
Иногда в сцену Рождества включается сюжет «Поклонение пастухов». Изображается обычно один пастух, одетый в короткую, рабочую тунику; одной рукой он указывает на звезду, в другой руке — посох, характерный атрибут его ремесла.
После Миланского эдикта в христианском искусстве появляется еще одно изображение, связанное с Рождеством, — «Поклонение волхвов». Этот сюжет часто встречается на саркофагах и других предметах. Он был очень популярен на Западе потому, что в мудрецах, пришедших ко Господу из далеких языческих земель, недавно обратившиеся язычники видели как бы прообраз самих себя, прообраз древней цивилизации, обратившейся от тьмы к Свету.
В рельефах саркофагов Богородица представлена в профиль, восседающей с Младенцем Христом на руках; за спинкой похожего на трон кресла может изображаться Обручник Иосиф. Богомладенцу свои дары подносят волхвы, пришедшие с Востока, на что указывают детали одежды — характерные шапочки-колпаки и штаны. На втором плане, позади волхвов изображаются верблюды. Вся схема композиции «Поклонение волхвов» напоминает характерную для императорского искусства сцену поклонения завоеванных варваров. Художники активно использовали наследие античного искусства при создании христианских образов.
На ампулах из собрания собора города Монцы, созданных в VI-VII веках в Палестине, в одной композиции объединяются поклонения пастухов и волхвов. Богородица с Младенцем изображаются уже в фас. Над престолом парят ангелы, указывающие на звезду, в нижнем регистре — пасущиеся стада.
Мастер оклада Миланского Евангелия изобразил Богородицу и праведного Иосифа сидящими по сторонам от яслей с Младенцем. Иосиф придерживает рукой плотницкий инструмент (по преданию, Обручник был плотником). Ясли представляют собой вполне монументальное сооружение, сложенное из камня или кирпича. Дело в том, что в построенной около 330 года вифлеемской базилике Рождества храмовый престол находился прямо над местом рождения Спасителя. В нижней части престола была сделана ниша, чтобы верующие могли видеть само место и коснуться его. Художники знали о форме престола вифлеемского храма, поэтому на ранних памятниках ясли изображаются как каменный престол с нишей; иногда в нише видна лампада.
На спинке резной кафедры архиепископа Максимиана, выполненной в середине VI века, Богородица изображается полулежащей на украшенном орнаментами ложе, напоминающем перину. Исследователи полагают, что возникновение этого иконографического новшества связано с опровержением ереси монофизитства. Православные утверждают, что в Господе Иисусе Христе две природы: Божественная и человеческая. И подтверждается наличие человеческой природы в том числе и тем фактом, что Господь совершенно реально, плотию, а не призрачно, родился, воплотился от Пресвятой Девы. Этот догмат об истинности человеческой природы Спасителя художники передают иносказательно: Богородица возлежит, Она отдыхает после родов, которые, хотя чудесным образом не нарушили Ее девства, но все-таки были реальным рождением реального Младенца.
Рядом с ложем изображена одна из двух повитух, пришедших к пещере, когда Богомладенец уже родился. Это Саломея; предание сообщает, что рука ее была исцелена после того, как Саломея с верою прикоснулась к Младенцу.
Художник, расписавший крышку реликвария из капеллы Санкта Санкторум, работал на Востоке, в Палестине или Сирии. Он предлагает иной, отличный от римского, «восточный» вариант композиции. Сцена изображается на фоне пещеры, что на языке символов означает, что действие происходит внутри. В центре — Младенец Христос в яслях, напоминающих престол. В ясли заглядывают вол и осел; над всем сияет звезда. Справа, на первом плане — праведный Иосиф, изображенный задумавшимся, в несколько меланхолической позе. Его отстраненность от происходящего, самоуглубленность призваны передать идею непостижимости тайны Боговоплощения.
Со временем в восточно-христианских произведениях изобразительного искусства небольшая горка-пещера «разрослась» в целую гору. На фоне скалистого пейзажа помещаются все связанные с Рождеством сцены: Богородица с Младенцем, поклонение волхвов, ангельское благовестие пастухам, омовение Христа, размышляющий Иосиф.
P.S. Найти крышку-икону из Латеранского сокровища в музее христианских древностей нам так и не удалось. Видимо, она хранится в каком-то другом музее Ватикана. На все наши незатейливые вопрошания на английском: «Where are very old icons?» импозантный смотритель отправлял нас... на выставку «Фаберже. Святые образы», приехавшую из России и размещенную почему-то в Пинакотеке в зале Рафаэля. Теряя терпение и хоть какое-то произношение, я пыталась оспорить директиву: «Ноу, ноу! Олд айкон сикс сэнчери ви нид! Ви донт нид Фаберже!». Но он не пытался нас понять и махал рукой в сторону выставки ювелирных изысков. Времени до отправления в аэропорт оставалось немного, а нам еще хотелось напоследок прогуляться пешком от Ватикана до Колизея. Так что, может быть, в другой раз...