Парижская покровительница православных студентов
Православному почитанию св. Женевьевы немало способствовали студенты из русских эмигрантов прошлого века. Вера была порой единственной опорой нашим соотечественникам в борьбе за выживание в чужой стране, экзамен в университете был делом нешуточным. Быть отчисленным порой означало лишить себя достойного будущего. Но молиться Богу вместе с остальными было нельзя - они ведь католики. Но покровительница Парижа, чьи мощи находились в одном из храмов, святая общехристианская: жила в V веке, далеко до разделения Церкви. Конечно, в студенческой русской среде сразу же возник обычай молиться св. Геновефе (как ее называли на восточный манер), или, по-студенчески, св. Жинэт.
С конца 20-х годов прошлого века в Париже существовал целый приход св. Женевьевы, который состоял, как можно догадаться, в основном из русской молодежи. В 1935 году в Латинском квартале на месте, известном под названием «Горы св. Женевьевы», был открыт православный храм, который освятили в честь Божией Матери «Всех скорбящих Радости». В студенческой среде он стал известен как храм св. Женевьевы (позднее один из его престолов был освящен в честь парижской святой).
Год спустя после постройки храма группа французов приняла Православие и стала посещать «Храм св. Женевьевы». Сначала каждое воскресенье для них совершали молебен на французском языке, а потом на французский с благословения настоятеля перевели литургию Иоанна Златоуста.
С 1941 года в день памяти св. Женевьевы разрешено служить православные молебны.
Женевьева была дочерью простых людей, которые жили в городке Нантерре неподалеку от Лютеции - будущего Парижа. В те времена Лютеция тоже была небольшим городком и занимала только остров Сите на р. Сене.
Как-то через Нантерр проезжал почитаемый в те времена епископ Герман, который направлялся на Британские острова для борьбы с еретиками. Он разглядел в 9-летней Женевьеве будущую великую подвижницу. Разговаривая с девочкой, он заметил на земле монетку с монограммой Христа и дал ее девочке в память об их разговоре и о том, какую миссию ей суждено выполнить.
Женевьева искренне тянулась к Богу и с радостью ходила на службы. Однажды мать запретила ей сопровождать себя в церковь и насильно оставила дома. Были у Женевьевы действительно срочные дела по хозяйству? Или матери тяжело было сознавать, что дочь стремится удалиться от нее, чтобы посвятить себя Богу? Женевьева заплакала, ведь, пропустив службу, она бы нарушила данное епископу Герману обещание усердно посещать церковь. Мать в сердцах ударила дочь... и ослепла.
Почти два года понадобилось этой женщине, чтобы осознать свою неправоту (хотя, казалось бы, она была очевидной!) и попросить у дочки прощения (после этого мать умылась водой, которую по ее просьбе освятила Женевьева, и прозрела). А сколько времени порой требуется нам, чтобы осознать свои ошибки? И способны ли мы признать их?
Спустя несколько лет девочка официально дала обет безбрачия. Тогда во Франции было немало монастырей, и тем не менее посвятившие себя Богу девы (а в числе них и Женевьева) часто жили в миру, оказывая посильную помощь людям. Сначала Женевьева заботилась о свои престарелых родителях, а после их смерти переселилась в Париж к крестной.
Женевьева особенно чтила св. Дионисия Ареопагита, который проповедовал Евангелие в Галлии. Можно сказать, что именно благодаря просьбам св. Женевьевы этому святому, как первому епископу Парижскому, была построена базилика (святая даже указала священнослужителям место, где можно было достать негашеную известь, когда они сказали, что не могут построить храм из-за отсутствия этого материала).
Св. Женевьеву чтили французские правители Хильдриг и его знаменитый сын Хлодвиг. Во времена ее жизни в Европе велись нескончаемые войны между племенами и народностями. Удачливый воин захватывал в бою много пленных и обращался с ними так, как казалось наиболее целесообразно с точки зрения военной стратегии, но никак не христианского человеколюбия. Пленные томились в темницах, в голоде и холоде ожидая своей участи. Другие подвергались мучениям.
Женевьеве, которая смотрела на людей не как на военных противников или союзников, но как на братьев и сестер, было невыносимо видеть человеческие страдания. Проповедуя любовь, она стремилась оказывать людям реальную помощь. Святая имела определенное влияние на короля и буквально донимала его просьбами о помиловании пленных. В один из дней король не выдержал внутренних метаний между военным и христианским долгом и приказал запереть ворота в город, чтобы избежать разговора с Женевьевой. Но что такое металлические засовы? Едва Женевьева прикоснулась к воротам, она открылись, и Хильдриг вынужден был уступить просьбам девушки.
Интересная подробность из жизни святой - ее молитвенная связь с прп. Симеоном Столпником, который жил недалеко от Антиохии, т. е. по тем временам достаточно далеко от Парижа. Каким образом святой узнал о существовании Женевьевы, можно только догадываться. Возможно, конечно, что о девушке, которая творила большие чудеса и даже воскресила мертвую девочку, подвижнику рассказали путешественники. Не менее вероятно и то, что он узнал о Женевьеве непостижимым и необъяснимым для нас способом, провидел о великой французской подвижнице духом. С каждым, кто направлялся во Францию, он передавал Женевьеве приветствие и просьбу помолиться о нем.
Хлодвиг уважал Женевьеву не меньше, чем его отец. Можно сказать, что не без влияния этого чувства почтения к святой (которая к тому же много помогала его жене Клотильде и поддерживала ее) Хлодвиг перестал поклоняться языческим богам и принял Крещение (историки полагают, что Крещение Хлодвига имело для Франции такое же большое значение, как крещение императора Константина).