Воспитание ребенка: приветливая вселенная
Когда я вышла замуж, мне исполнился 21 год. В 25 я уже была мамой троих детей… Что произошло в жизни за эти четыре года? Шоковая терапия такого стремительного вхождения в многодетность выковала из нас с мужем гиперответственных и мегазаботливых маму и папу. Но ошибок было сделано немало, причем большей части из них избежать было в тех жизненных реалиях вполне возможно. Переосмысливая теперь свой родительский опыт, я решилась написать эту статью. Я не претендую на полный обзор всех проблем воспитания детей и прекрасно осознаю, что нарисованная мной картина воспитания ребенка может показаться кому-то чрезмерно идеализированной. Это так, она и для меня отчасти идеальна.
Но я помню, что Господь Иисус Христос требует от нас святости, подобной святости Небесного Отца.
Когда беременная женщина готовится стать матерью, не стоит забывать, что на самом деле, она матерью уже является. Ее поведение, переживания, жизненная позиция, вера в Бога– все оказывает воздействие на чадо. Безмятежность чувств, молитвенность, радость, нежность, воздержанность в словах и осторожность в поступках – вот наилучшее поведение будущей мамы. Неприятное самочувствие, токсикоз, конечно, очень расстраивают нервную систему, но это не самая большая проблема. Токсикоз проходит к трем-четырем месяцам беременности, и большинство женщин вырабатывают так называемую дородовую доминанту – веселое ровное состояние духа, которому способствуют стабильный режим сна, бодрствования и питания, небольшие физические нагрузки, разрешенные врачом. Стоит ли говорить, как важна именно в это время спокойная и вдумчивая духовность. Для православной родительницы беременность – время наибольшего благоприятствования. Внутри вас находится ангел, чистая душа – сама природа располагает к благодушию и покаянию. Посещение служб, частое причастие, молитва помогут вам с малышом укрепить духовные и телесные силы, подготовиться к родам. Конечно, если у беременной мамы есть другие детки, то жизненный уклад оказывается несколько иным, но при первой беременности все вышеописанное вполне возможно осуществить.
С Божьей помощью, задолго до рождения ребенка легко сознавать его не просто частью своего организма, а человеком, который дан вам Богом на время – для воспитания. Господь дает чадо и, увы, может его в любое время призвать обратно. Отношение к малышу, таким образом, следует иметь благоговейное. Этот маленький сосуд родительского счастья – на самом деле, часть грандиозного Божьего плана в отношении, как всего мироздания, так и отдельно взятого тесного семейного мирка. Оговоримся сразу. Ребенок часто будет зеркальным отражением ваших достоинств и недостатков. Не стоит забывать о том, что с первых дней жизни нового человека мы активно сеем его будущее. Поэтому сетовать на детей – все равно, что плевать в небо. Лучшее воспитание, таким образом – это возделывание собственного душевного мира. Расчертите надвое листок бумаги, в одной стороне напишите те черты, которые вам хотелось бы видеть в ребенке; в другой те, что на ваш христианский взгляд совершенно не нужны для спасения. Часть листа, отражающая достоинства, пусть и будет для вас планом на всю вашу грядущую жизнь. Правда, с течением жизни вполне может случиться, что поименованные вами достоинства потеряют для вас всякую привлекательность - мама, как правило, растет вместе со своими детьми и это может привести к неожиданным результатам, например, к изменению прежней системы ценностей.
Новорожденный человек очень многое понимает и видит. Он должен уяснить с начала своей жизни самую главную истину: вселенная вокруг него дружелюбна и заботлива. Не бойтесь приучить ребенка к рукам, перекормить грудью или избаловать своим вниманием. Малыш не плачет – он общается. Грудные младенцы нуждаются в тепле рук, в ласковых взглядах, поцелуях, так же, как дети старшего возраста. Но есть определенный трагизм младенчества – полная беспомощность чистой и нежной души, которую и призван восполнить своей любовью родитель. Мама – совершенно незаменимый в это время человек. Самая лучшая формула материнства – не давать ребенку плакать до семи лет, бежать на помощь со всех ног, утешать и ласкать. Почему до семи? Пора младенчества, когда человек, по учению Церкви, еще не сознает себя, не несет ответственности за свои поступки, продолжается до семи лет. Не спешите в этом возрасте делать выводы о нраве ребенка: он все время меняется, ошибки воспитания исправимы, главное – их вовремя заметить и подвергнуть покаянному переосмыслению. Я все время молюсь Богу и прошу исправить немощи моего воспитания, с верой, что все можно исправить – с Божьей помощью. До семи лет душа ребенка очень гибкая и трепетная, она впитывает образы как губка, так или иначе, воспроизводя их потом всю оставшуюся жизнь. Этот ценный возраст ребенку лучше проводить в контакте с родными, нежели в обстановке детского сада или, тем паче, ясельных групп. В нашей семье не принято водить младенцев в дошкольные учреждения. Это никак не сказалось на социализации ребенка – в многодетной семье с этим нет проблем. Единственно, что мы делаем до семи лет – посещаем подготовительные классы в выбранных учебных заведениях, считая необходимым развивать данные Богом способности малыша. Так, пятилетняя Мария, начав заниматься музыкой, буквально за три месяца научилась попутно читать и рисовать. Когда в ребенке развивается основной талант, гармонизируется вся его личность.
Конечно, в каждой семье бывают неприятности, связанные с непослушанием детей.
Если есть необходимость пожурить – делать это нужно неагрессивно, мягко, с любовью. Ругать как бы в шутку – чтобы маленький человек понимал, что ему ничего не угрожает. Если ваш малыш начинает проявлять характер, отнеситесь к этому с пониманием. Лучше тактильно воздействовать – обнимите сынишку, лучше в объятиях удержать человечка от проблем, чем накричать или отшлепать. Я была свидетелем отношений между бабушкой и внуком в семье священника: мальчик в переходном возрасте грубо огрызнулся на предложение старушки поесть, а она подошла к нему, стала гладить по голове и благословлять, крестить, приговаривая: «Благослови тебя Господи, спаси тебя Господи». Мальчик усовестился и сел за стол. В Средней Азии, например, отцы, и особенно матери, не бьют мальчиков, считается, что характер мужчины не терпит такого вмешательства. Это, конечно, спорный момент иной культуры, но ведь и психологи считают, что, ломая недостатки ребенка, можно безвозвратно утерять его индивидуальность. Мне кажется, православная вера, как ни одна другая может помочь человеку вырасти гармоничным, добрым, мужественным, любвеобильным. Глядя в глаза своей доброй мамы, которая подает пример Евангельского терпения, заботливой ласки и внимательной справедливости, ребенок рано или поздно усвоит навыки такого поведения. Особенно, если эти добрые примеры с младенчества сопровождаются чтением Евангелия.
В нашей казачьей родне, судя по дедушкиным рассказам, детей не принято было бить или даже жестоко ругать: «Мы детей не обижали», – помню я дедулино немногословное замечание. Один раз было сделано «исключение»: дед был высечен отцом после того, как удрал двенадцати лет на фронт, никому не сказав ни слова, и вернулся через три года, так и не подав родителям о себе ни единой весточки за все это время. Безутешные его родители уже сделали на кладбище могилу единственному сыну, ходили туда молиться и плакать. По возвращении сына прадед снял ремень и, от всего сердца, со слезами радости, несколько раз для порядка его отстегал.
Ругаясь и шлепая малыша, стоит помнить о том, что, так же как и вы, он будет гневаться на своих сверстником и родных. Нелегким испытанием для родительского самолюбия может стать безудержный гнев вашего чада, например, в общественном месте. Избегайте любого проявления агрессии при ребенке. Как ни странно, это повысит его резистентность к злобе во взрослом будущем. Незапуганная детская правдивость, отсутствие навыков ссор и обидных шуток всегда помогут ему в жизни. Права ребенка, о которых сейчас так много говориться, для нас христиан – это, прежде всего, христианские права маленького человека на любовь и внимание, жертвенную заботу и ласку.
Конечно, чудовищным нововведением стало вмешательство государства в личные дела семей под видом ювенальной юстиции и связанных с ней пилотных проектов - но нам, христианам стоит задуматься. Попущение Божие всегда бывает от грехов. Исполняем ли мы заповеди о любви к ближним в собственных семьях? Стараемся ли дать ребенку максимум того, на что он может рассчитывать, находясь в семье? Заботимся ли должным образом о родителях? Хочу напомнить, что православие семейную жизнь понимает прообразом райской радости и счастья. Замечательно сказал о семье известный московский клирик Алексий Уминский: «Брак – это союз, который сотворен Богом еще в раю. Это таинство рая, райской жизни, таинство самой природы человека».
Наша задача – чтобы дети обретали в нашем к ним отношении образ той любви, которая велит души свои не жалеть, а, наоборот, величает самой большой любовью «положить душу за друзей своих». Вот основное христианское право детей – иметь родителя помощником и молитвенником, попечителем и благородным примером.
Конечно, в семье иной раз не обходится без драматических эпизодов детского непослушания, подросткового бунта, плохого поведения. За детскими шалостями всегда стоит попробовать разглядеть нечто более важное - тенденцию, либо просто незначительный психологический этюд, который случается с любым ребенком. Не стоит делать скоропалительных замечаний: «нельзя» должно быть мало. Сначала понаблюдайте за чадом, за самим собой: проблема может решиться от родительского покаяния, исправления собственного мелкого греха. Указать на недостатки поведения лучше, когда тяжелая ситуация позади. В самом разгаре неприятностей лучше ограничиться спокойным отстраненным замечанием – сделанным довольно хладнокровно.
Стоит задуматься над применением практики «семейных советов»: она очень хороша. Так, нелегкие проблемы подросткового возраста, лучше всего решать в обстановке трапезы – за столом. Атмосфера неспешной беседы за чаем лучше расположит к вам сердце ребенка. Тем более, что разговор о нехороших поступках нужно тщательно готовить, - в нашем с вами случае, молитвой и родительским самоанализом.
Иногда трудным выбором становится невозможность контроля над выросшим ребенком. И здесь опустить чадо в опасное плавание по житейскому морю может означать буквально родительскую голгофу. Слезы, молитвы, надежда, вера и любовь, доверие и радость – да будут нашими спутниками и помощниками в этом деле. Радоваться и поддерживать повзрослевшего человека – поистине мудро, даже если дорога его в данный момент лежит параллельно храму. Ничего, тем крепче будет родительская молитва о чадах. Не беспокойтесь, только верьте: воспитанная всем прошлым укладом жизни, вырастет в сердце серьезная настоящая вера – но лет в 18, не раньше. Наша родительская задача, чтобы чадо до этого возраста не потеряло контакт с отчим домом, воспринимая его, как и раньше, самым прекрасным местом на Земле.
Мое глубокое убеждение, что за детей нужно именно много молиться – почти на грани возможностей. Конечно, это стоит делать не с тем настроением, чтобы за количество молитв Бог даровал бы деткам нашим веру, здоровье, успех. Основным мотивом молитвы лучше полагать очищение души – прежде всего, нашей, родительской:
«Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейшихи научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф: 5:19).
Так, преподобный старец, ласковый Серафим Саровский призывал достигать собственного спасения, чтобы по мере нашего духовного возвышения, росли те, кто нас окружает. «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи» - так звучит его простой, но невероятно трудновыполнимый призыв.
К сожалению, в воспитании детей никто не даст нам «форы» – все приходится делать здесь и сейчас, и в такой ситуации трудно не наделать ошибок. Их можно потом переосмыслить, окаять… Но слово сказанное не воротишь. Как же воспринимать тогда возникающий невольно Евангельский оксюморон, заключающийся в том, что для женщины самый простой путь в небо – чадородие, или, иными словами, рождение детей:
« Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.» (Тим 2:15)
Вероятно, здесь тот самый случай, когда дорогу осилит идущий. По крайней мере, в качестве иллюстрации могу предложить свой собственный жизненный опыт, - совершенно неготовой к многодетности, избалованной маминой дочки. Понимаете, сейчас я совершенно не могу принять наиболее часто задаваемого мне вопроса, например, в роддоме или в женской консультации. Вопрос звучит так: «Не боитесь ли вы, что у вас еще будут дети?»
— Наоборот, дорогие врачи и медсестры, я прямо до слез пугаюсь при мысли, что мой шестой ребенок может оказаться последним в нашей семье, что никто у нас больше не родится: ведь всякое в жизни бывает, так?
Мне кажется, что с каждым новым ребенком в мир приходит маленькое чудо. Рождается еще одна надежда на свет, радость, перемены к лучшему. Господь, творя нового человека, христианина, делает попытку восполнить тем самым недостающее число ангелов. Господи, помоги нам создать вокруг себя такую приветливую вселенную, в которой дети могли бы вырасти лучиками счастья и любви. Чтобы наши родительские молитвы достигали до самого высокого Неба… и творили чудеса.