Слава России. Исторический календарь профессора Григория Любимова - 18 марта
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в городе Тихвин в дворянской семье. Начальное образование получил дома под руководством матери. С шести лет начал заниматься музыкой, но она его в этом возрасте не увлекла. В соответствии с традициями семьи его прадед, дядя и брат были адмиралами, Николай Римский-Корсаков мечтал стать моряком.
В 1856 г Николай Римский– Корсаков был определен в Петербургский морской кадетский корпус. Вспоминая о годах учебы, Римский-Корсаков писал, что в корпусе господствовал « вполне кадетский дух… Не всегда красивые шалости, грубые протесты против начальства, грубые отношения друг с другом, прозаическое сквернословие в беседах, циничное отношение к женскому полу, отсутствие охоты к чтению, презрение к общеобразовательным научным предметам и иностранным языкам, а летом, в практических плаваниях, и пьянство… И я произростал в этой среде чахло и вяло в смысле общего художественно-поэтического и умственного развития….».
Римский-Корсаков учился хорошо, но тяготился атмосферой, царившей в корпусе, и это способствовало его увлечению музыкой. Он начал посещать театр, и брал уроки игры на фортепиано и основ композиции. Очень скоро его учитель почувствовал, что ученик обладает незаурядным композиторским талантом и познакомил Римского-Корсакова в 1861 г с композитором М.А.Балакиревым, который сразу оценил талант молодого начинающего композитора, принял активное участие в его судьбе и вскоре поручил ему создание симфонии. В те годы вокруг М.А.Балакирева собрался кружок молодых композиторов – Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский (см.21.3), А.П.Бородин. Этот кружок метко был назван художественным критиком В.В.Стасовым «Могучей кучкой» и внес громадный вклад в развитие русской музыки. Н.А. Римский-Корсаков стал его активным членом.
Новая среда ярких талантов, активная творческая жизнь, первые успехи на музыкальном поприще привели Римского-Корсакова к решению оставить флот и целиком посвятить себя музыке. Однако родители и старший брат скептически смотрели на это увлечение, считая что музыка не может дать человеку ни достатка, ни положения в обществе. Поэтому в 1862 г по окончании Римским-Корсаковым Морского корпуса ими было сделано все для того, чтобы вырвать его из музыкальной среды. Он был зачислен в экипаж, направлявшийся в трехлетнее кругосветное плавание.
Н.А. Римский-Корсаков покидал Петербург с твердым намерением продолжать композиторскую работу во время плавания. Однако этого намерения хватило только на год, после чего тяжелые морские будни захватили его целиком. Нельзя сказать, что годы, проведенные в плавании, были бесполезны для него как композитора. Он получил массу впечатлений, которые потом воплотились в его произведениях.
В 1865 г Н.А. Римский-Корсаков вернулся в Петербург и с головой окунулся в музыкальную жизнь. Еще восемь лет он продолжал служить во флоте, но служба оставляла ему много свободного времени, которое он использовал для обучения основам музыкального творчества и создания первых своих произведений. Уже осенью 1865 г была исполнена его первая симфония. В 1867 г написана музыкальная картина для оркестра «Садко», которая принесла ему заслуженную славу. В этой картине уже полно ощущается творческое лицо будущего замечательного композитора, который черпал вдохновение и образы в русских мелодиях и богатой народной фантазии.
Начало 70-х годов ХIХ века было переломным моментом в жизни Н.А.Римского-Корсакова. В 1871 г. его пригласили на должность профессора в Петербургскую консерваторию, и педагогическая деятельность стала вторым основным занятием его жизни.
За тридцать семь лет преподавания в Петербургской консерватории Н.А.Римский-Корсаков создал свою систему подготовки и воспитания молодых музыкантов. Через его класс прошли выдающиеся композиторы А.К.Глазунов, А.К.Лядов, С.С.Прокофьев, И.Ф.Стравинский, А.С.Аренский, Б.В.Асафьев, и многие другие, которые вместе с их учениками внесли колоссальный вклад в развитие мирового музыкального искусства ХХ века. Обобщая свой педагогический опыт, Римский-Корсаков написал «Практический учебник гармонии», по которому обучалось несколько поколений русских композиторов. Данью глубокой благодарности и признания выдающихся заслуг Н.А.Римского-Корсакова было присвоение Петербургской консерватории его имени.
В 1872 г была окончена опера «Псковитянка», которая положила начало оперному творчеству Римского-Корсакова, которое представляет собой вершину русской национальной музыки. Всего им написано пятнадцать опер, сюжеты которых опираются в основном на русские былины и сказки. Музыкальные образы этих опер помогают слушателям понять идеалы народа, почувствовать его веру в торжество добра и справедливости. Именно эти качества сделали их популярными и прославили имя композитора во всем мире. И сегодня, спустя сто лет со дня смерти композитора, его оперы «Псковитянка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане» и другие украшают репертуары ведущих театров мира.
Большим событием в истории русского музыкального искусства стало содружество Римского-Корсакова с частной оперой С.И.Мамонтова в Москве. Здесь силами выдающихся актеров (Н.И.Забело, Ф.И.Шаляпин, А.В.Секар-Рожанский и др.) и художников (К.А.Коровин, С.В.Малютин, М.А.Врубель и др.) были созданы фантастические спектакли, во многом открывшие для русской публики шедевры Н.А.Римского-Корсакова.
Неоценимой заслугой Римского-Корсакова перед русским и мировым искусством и творческим подвигом была его работа по редактированию и подготовке к печати музыкального архива М.П.Мусоргского и А.П.Бородина. В результате многолетней и кропотливой работы увидели свет многие выдающиеся произведения этих композиторов, в частности, в оркестровке Н.А.Римского-Корсакова мир узнал оперу «Хованщина» М.П.Мусоргского и оперу «Князь Игорь» А.П.Бородина.
Революционный поток 1905 г. увлек Н.А.Римского-Корсакова, как и многих русских интеллигентов, считавших необходимым реформирование государственного управления и плохо разбиравшихся в основе политических течений в России начала ХХ века. В результате публичных выступлений в защиту студентов и осуждения дирекции Консерватории, Римский-Корсаков в феврале 1905 г. был уволен из Консероватории. Это событие имело большой общественный резонанс.
В 1906-07 гг. Римский-Корсаков создает свою последнюю оперу «Золотой петушок», задуманную как сатира на самодержавие. Несмотря на безусловные музыкальные достоинства новой оперы, она была запрещена к исполнению, и это стало, может быть, последним ударом для тяжело больного композитора. 21 июня 1908 г Н.А.Римский-Корсаков скончался.
В 1918 г композитор Б.В.Асафьев сказал: «Творчество Римского-Корсакова – целостное отражение русской жизни, всех одновременно содействующих, соработающих в недрах ее сил и начал!».